SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Театр демократических Афин. Vв. до н.э. Еврипид




Еврипид (около 485-406 до н.э.).Социальный кризис афинской ра-

бовладельческой демократии и обусловленная им ломка традиционных

понятий и взглядов наиболее полно отразились в творчестве младше-

го современника Софокла-Еврипида.

Родители Еврипида,по-видимому,были зажиточными людьми,и он по-

лучил хорошее образование.В противоположность Софоклу Еврипид не

принимал непосредственного участия в политической жизни госу-

дарства,однако он живо интересовался общественными событиями.Его

трагедии полны разнообразных политических высказываний и намеков

на современность.

Большого успеха у современников Еврипид не имел:за всю свою

жизнь он получил лишь 5 первых наград,причем

последнюю-посмертно.Незадолго до смерти он покинул Афины и перее-

хал ко двору македонского царя Архелая,где пользовался почетом.В

Македонии он и умер (за несколько месяцев до смерти Софокла в

Афинах).

От Еврипида дошло до нас полностью 18 драм (всего он написал от

75 до 92) и большое количество отрывков.

Драматург приблизил своих героев к действительности;он,по сви-

детельству Аристотеля,изображал людей такими,"каковы они ес-

ть".Персонажи его трагедий,оставаясь,как и у Эсхила и Софокла,ге-

роями мифов,наделялись мыслями,стремлениями,страстями современ-

ных поэту людей.

В ряде трагедий Еврипида звучит критика религиозных верований и

боги оказываются более коварными,жестокими и мстительными,чем лю-

ди.

По своим общественно-политическим взглядам был сторонником уме-

ренной демократии,опорой которой он считал мелких землевла-

дельцев.В некоторых его пьесах встречаются резкие выпады против

политиков-демагогов:льстя народу,они добиваются власти,чтобы ис-

пользовать ее в своих корыстных целях.В ряде трагедий Еврипид

страстно изобличает тиранию:господство одного человека над други-

ми людьми вопреки их воле ему представляется нарушением естес-

твенного гражданского порядка.Благородство,по Еврипиду,заключает-

ся в личных достоинствах и добродетели,а не в знатном происхожде-

нии и богатстве.Положительные персонажи Еврипида неоднократно

высказывают мысль,что безудержное стремление к богатству может

толкнуть человека на преступление.

Заслуживает внимание отношение Еврипида к рабам.Он считает,что

рабство-это несправедливость и насилие,что природа у людей одна и

раб,если у него благородная душа,ничуть не хуже свободного.

Еврипид часто откликается в своих трагедиях на события Пелопон-

несской войны.Хотя он гордится военными успехами соотечествени-

ков,но в целом относится к войне отрицательно.Он показывает,ка-

кие страдания несет война людям,прежде всего женщинам и де-

тям.Война может быть оправдана только в том случае,если люди за-

щищают независимость своей родины.

Эти идеи выдвигают Еврипида в число самых прогрессивных мысли-

телей человечества.

Еврипид стал первым известным нам драматургом,в чьих произведе-

ниях характеры героев не только раскрывались,но и получали свое

развитие.При этом он не боялся изображать низкие человеческие

страсти, борьбу противоречивых стремлений у одного и того же че-

ловека.Аристотель назвал его трагичнейшим из всех греческих дра-

матургов.

Слава пришла к Еврипиду после смерти.Уже в IV в. до н.э. его

называли величайшим трагическим поэтом,и такое суждение о нем

сохранилось на все последующие века.