SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Театр демократических Афин.V век до нашей эры.




Своего наивысшего расцвета древнегреческое театральное искус-

ство достигло в творчестве трех великих трагиков V в.до

н.э.-Эсхила,Софокла,Еврипида-и комедиографа Аристофана,дея-

тельность которого захватывает и начало IV в. до н.э.Одновремен-

но с ними писали и другие драматурги.Однако до нас дошли только

небольшие отрывки их произведений,а иногда-лишь имена и скудные

сведения.



Эсхил (525-456 до н.э.).Его творчество связано с эпохой станов-

ления Афинского демократического государства.Это государство фор-

мировалось в период греко-персидских войн,которые велись с не-

большими перерывами с 500 до 449 г. до н.э. и носили для гречес-

ких государств-полисов освободительный характер.

Эсхил происходил из знатного рода.Он родился в Элевсине,близ

Афин.Известно,что Эсхил принимал участие в сражениях при Марафо-

не и Саламине.Битву при Саламине он описал как очевидец в траге-

дии "Персы".Незадолго до своей смерти Эсхил отправился на Сици-

лию,где и умер (в городе Геле).В надписи на его надгробии,сочи-

ненной,по преданию,им самим,ничего не говорится о нем как о дра-

матурге,но сказано,что он проявил себя мужественным воином в сра-

жениях с персами.

Эсхил написал около 80 трагедий и сатировских драм.До нас дош-

ли полностью только семь трагедий;из других произведений сохрани-

лись небольшие отрывки.

Трагедии Эсхила отражают основные тенденции его времени,те ог-

ромные сдвиги в социально-экономической и культурной жизни,кото-

рые были вызваны крушением родового строя и становлением афин-

ской рабовладельческой демократии.

Мировоззрение Эсхила в основе своей было религиозно-мифологи-

ческим. Он верил,что существует извечный миропорядок,который под-

чиняется действию закона мировой справедливости.Человек,вольно

или невольно нарушивший справедливый порядок,будет наказан бога-

ми,и тем самым равновесие восстановится.Идея неотвратимости воз-

мездия и торжества справедливости проходит через все трагедии

Эсхила.

Эсхил верит в судьбу-Мойру,верит,что ей повинуются даже бо-

ги.Однако к этому традиционному мировосприятию примешиваются и

новые взгляды,порожденные развивающейся афинской демокра-

тией.Так,герои Эсхила-не безвольные существа,безоговорочно выпол-

няющих волю божества:человек у него наделен свободным разу-

мом,мыслит и действует вполне самостоятельно.Почти перед каждым

героем Эсхила стоит проблема выбора линии поведения.Моральная от-

ветственность человека за свои поступки-одна из основных тем тра-

гедий драматурга.

Эсхил ввел в свои трагедии второго актера и тем открыл возмож-

ность более глубокой разработки трагического конфликта,усилил

действенную сторону театрального представления.Это был настоящий

переворот в театре:вместо старой трагедии,где партии единственно-

го актера и хора заполняли всю пьесу,родилась новая трагедия,в

которой персонажи сталкиваются на сцене друг с другом и сами не-

посредственно мотивировали свои действия.

Внешняя структура трагедии Эсхила сохраняет следы близости к

дифирамбу ,где партии запевалы перемежались с партиями хора.

Почти все дошедшие до нас трагедии начинаются с пролога,в кото-

ром содержится завязка действия.Затем следует парод -песня,кото-

рую исполняет хор,вступая на орхестру. Далее идет чередование пи-

содиев (диалогических частей, исполняемых актерами,иногда при

участии хора) и стасимов (песен хора).Заключительная часть траге-

дии называется эксодом;эксод-это песня,исполняя которую хор поки-

дает сцену.В трагедиях встречаются также гипорхема (радостная

песня хора,звучащая,как правило,в кульминационный момент,перед

катастрофой),коммосы (совместные песни-плачи героев и хора),моно-

логи героев.

Обычно трагедия состояла из 3-4 эписодиев и 3-4 стасимов.Стаси-

мы разделяются на отдельные части-строфы и антистрофы,строго

соответсвующие по структуре одна другой.При исполнении строф и

антистроф хор двигался по орхестре то в одну,то в другую сторону.

Строфа и соответствующая ей антистрофа написаны всегда в одном и

том же размере,а новые строфа и антистрофа-в другом.Таких пар в

стасиме бывает несколько;их замыкает общий эпод (заключение).

Песни хора обязательно исполнялись под аккомпанемент флей-

ты.Кроме того,они нередко сопровождались танцами.Трагический та-

нец назывался эммелейя.

Из дошедших до нашего времени трагедий великого драматурга осо-

бо выделяются следующие:"Персы"(472 г. до н.э.),где прославляет-

ся победа греков над персами в морском сражении при острове Сала-

мине (480 г. до н.э.);"Прометей Прикованный"-возможно,самая из-

вестная трагедия Эсхила,повествующая о подвиге титана Проме-

тея,подарившего огонь людям и жестоко за это наказанного;трило-

гия "Орестея" (458 г. до н.э.),известная тем,что единственный до-

шедший до нас полностью образец трилогии,в которой мастерство

Эсхила достигло своего расцвета.

Эсхил известен как лучший выразитель общественных устремлений

своего времени.В своих трагедиях он показывает победу прогрессив-

ных начал в развитии общества,в государственном устройстве,в мо-

рали. Творчество Эсхила оказало заметное влияние на развитие ми-

ровой поэзии и драматургии.