SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Римский театр императорской эпохи.




В I в.до н.э. республика в Риме пала. После убийства Цезаря и

победы над Антонием в 31 г. до н.э. императором в Риме стал

Октавиан, получивший впоследствии почетное прозвище Август ("Свя-

щенный").Август хорошо понимал общественное значение театра и

всячески содействовал его развитию. Прежде всего, Август хотел воз-

родить на римской сцене трагедию греческого типа, видя именно в

ней средство улучшения и воспитания нравов своих граждан. Эти

стремления Августа были поддержаны одним из выдающихся римских

поэтов, Горацием, и нашли отражение в его "Науке поэзии".

Проводя политику Августа, Гораций выступает за идейное, содержа-

тельное искусство, основой которого являются мудрость. Поэт, с од-

ной стороны, должен быть человеком высокообразованным, так как он

выступает как воспитатель и наставник граждан. С другой-его ис-

кусство должно быть эмоционально,изящно,поэтому ему нужно шлифо-

вать свои произведения,прежде чем выставлять их на суд публики.

Однако все усилия Августа возродить на римской сцене серьезный

жанр не увенчались успехом.Хотя представления устраивались час-

то,они носили главным образом развлекательный характер.Обществен-

ная роль театра заметно снизилась.Такая тенденция особенно усили-

лась при преемниках Августа.

Снижение идейной роли театра сказалось прежде всего на его ре-

пертуаре.После установления диктатуры Октавиана трагедия пришла в

упадок.Если трагедии и ставились во времена империи,то только в

виде отдельных эффектных сцен,дававшим возможность актерам пока-

зать свое мастерство.Эти актеры (их называли трагедами) надевали

костюмы и маски,как для выступления в трагедии,однако их роль

сводилась в основном к пению,так как актерские арии составляли

главную часть представления.Исполнение арий из трагедий как са-

мостоятельное представление сохранилось в Римской империи вплоть

до последних дней ее существования.



Сенека (около 4-65 н.э.).От трагедии императорской эпохи до нас

не дошло ничего,кроме трагедий философа Сенеки.

Луций Анней Сенека был воспитателем императора Нерона,одно вре-

мя занимал при нем высшие должности в государстве,но затем был

обвинен в заговоре против императора и по приказанию Нерона по-

кончил с собой,вскрыв себе вены.

Трагедии Сенека начал писать в последние годы жизни,когда отно-

шение к нему Нерона изменилось и он вынужден был более осторожно

высказывать свои вэгляды на существующие порядки.Всего он напи-

сал 9 трагедий,заимствуя их сюжеты из греческой мифологии.По

своему строению трагедии Сенеки тоже мало отличаются от гречес-

ких: партии хора чередуются у него с партиями героев,на сцене на-

ходятся не более трех актеров одновременно.Но под влиянием со-

циальных и политических условий трагедии Сенеки получили новую

направленность.Мрачная эпоха Нерона,с ее жестокостями и угрозами

кровавой расправы,как дамоклов меч висевшей над каждым,определи-

ла разработку тем.

Герои Сенеки-люди,наделенные сильными,испепеляющими страстя-

ми.Изображение этих страстей,невольно приводящих героя к гибе-

ли,изображение сильных аффектов,чудовищных пороков,состоя-

ний,близких к патологии,-все это становится главным для поэта.

Среди героев Сенеки-жестокосердные тираны,попирающие все зако-

ны человечности,способные на любые преступления ради удовлетворе-

ния своей страсти.Героини,женщины с мужской душой,тоже не оста-

навливаются ни перед чем ради удовлетворения своих желаний.

Персонажи трагедий Сенеки однолинейны:драматург выделяет ка-

кую-либо одну черту в характере и доводит ее до предела.В драмах

Сенеки постоянно встречаются сцены страшной мести,кровавых прес-

туплений.Очевидно,это было отражением тогдашней жизни с ее атмос-

ферой жестоких репрессий.

До сих пор остается спорным вопрос о сценической жизни траге-

дий Сенеки. Скорее всего они предназначены для чтения, но не для

постановки: трагедии лишены динамики, некоторые сцены технически

невозможно исполнить.

Творчество Сенеки оказало огромное влияние на формирование тра-

гедии нового времени. Именно через него гуманисты эпохи Возрожде-

ния начали свое знакомство с античной трагедией. В XIV-XVII вв.

драматурги всех западноевропейских стран учились у Сенеки ис-

кусству трагичного-мастерскому изображению страсти, напряженности

диалогов, отточенности стиля. Шекспир и Бен Джонсон в Англии, Кор-

нель, Расин и другие представители французского классицизма изуча-

ли и использовали трагедии Сенеки в своей творческой практике.