SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Римский театр эпохи республики. Римляне взяли литературную драму в готовом виде у греков и пе- ревели ее на латинский язык, приспособив к своим понятиям и вкусам. После победоносного окончания первой Пунической войны, на праз- дничных играх 240 г.до н.э.,было решено устроить драматическое представление. Постановку поручили греку Ливию Андронику, находив- шемуся в рабстве у римского сенатора, который и дал ему латин- ское имя Ливий. После отпущения на волю, он остался в Риме и стал обучать греческому и латинскому языку сыновей римской знати.Этот учитель и поставил на играх трагедию и,вероятно,также комедию,пе- реработанные им с греческого образца или,быть может,просто пере- веденные с греческого языка на латинский.Эта постановка дала пер- вый толчок развитию римского театра. С 235 г. до н.э. начинает ставить на сцене свои пьесы драма- тург Гней Невий (около 280-201 до н.э.).Он был уроженцем латин- ского городка в Кампании и пренадлежал к плебейскому роду.После окончания первой Пунической войны,в которой он принимал участие,Невий поселился в Риме и начал заниматься литературной деятельностью. Гнея Невия с полным основанием можно назвать первым самобытным римским поэтом.Его стихи (сатуры),драмы,эпическая поэма "Пуничес- кая война" отличались самостоятельностью в художественном и в идейном отношении. Вначале своей драматургической деятельности Невий писал траге- дии по греческому образцу на тему троянского цикла мифов.Но вско- ре он выступил с трагедиями на сюжеты из римской истории.Такая трагедия называлась у римлян претекста.Позднее претексты ис- пользовали в качестве сюжетовне только исторические,но и совре- менные события. Однако наибольшей славы Невий достиг в области комедии (в отли- чие от греческих драматургов он писал произведения в двух жанрах).Невий был создателем паллиаты-литературной комедии,кото- рая представляла собой переработку новоаттической,т.е. бытовой греческой комедии.Паллиата ставилась в Риме в течении III-II вв. до н.э.Свое название она получила от греческого широкого плаща- паллия,так как действие паллиаты всегда происходило где-нибудь в Греции и герои ее носили греческую одежду. Хотя Невий и придерживался греческих оригиналов,но обрабатывал он их горадо свободнее,чем Ливий Андроник.Невий первый применил так называемую контаминацию,т.е. соединение в римской комедии сю- жетных линий двух или трех греческих.Возможно,что Невий стал ос- новоположником и римской национальной комедии-тогаты. Плавт (около 254-184 до н.э.).Продолжателем дела Невия как ко- медиографа был его младший современник Тит Макций Плавт.Его твор- чество относится к тому периоду,когда Рим из сельскохозяйствен- ной общины превращается в сильнейшее государство-сначала Апеннин- ского полуострова,а затем и всего бассейна Средиземного моря. По единодушной оценке древних,Плавт был самым блестящим пред- ставителем паллиаты.Излюбленный персонаж Плавта-хитрый,пронырли- вый раб,помогающий молодому хозяину улаживать любовные дела.Сек- рет успеха Плавта состоит прежде всего в том,что его комедия яв- ляясь переделкой греческих,самобытны по духу,в них ярко запечат- лены черты римской жизни.Плавт сочувственно относится к плебей- ским низам рабовладельческого общества и осуждает людей,стремя- щихся к наживе. Плавт умел искусно соединить новую аттическую комедию с элемен- тами народной римской ателланы,с ее буффонадой,живостью дей- ствия,с ее порой непристойными,но остроумными шутками. Большое место в комедиях Плавта отводится пению и музыке.В но- вой аттической комедии пение и музыка использовались только в ан- трактах. У Плавта же музыкальный элемент в некоторых комедиях преобладает.Это кантики (от лат.canto-"пою").Одни из кантиков представляли собой арии,другие исполнялись речитативом под музы- кальный аккомпанемент. Пьесы Плавта отличает динамичность,они проникнуты пафосом неис- тощимой энергии и здорового оптимизма.При этом сами характеры его героев статичны,лишены сложности и психологической глубины.Поэт обращает основное внимание на событийную сторону,а все,что ка- сается внутреннего развития образа,упрощается,отступает на вто- рой план.Тем не менее свойственный Плавту прием гротеска делает его персонажей театрально выразительными. От Плавта дошли до нас 20 комедий полностью и одна в отрыв- ках.Почти все комедии начинаются с пролога.Прологи гораздо длин- нее,чем в новой аттической комедии,но служат той же цели.В них рассказывается о событиях,предшествовавших началу действия,и о том,как будет развиваться интрига.Сюжет многих комедий был нас- только запутанным,что зрителям трудно было следить за ходом дей- ствия,не познакомившись предварительно с содержанием. Большинство комедий Плавта представляют собой веселые фарсы или разработку откровенно комической ситуации с бесконечными обмана- ми,тонко сплетенной интригой,хитроумными проделками,душой кото- рых обычно являлся слуга-раб. Комедии Плавта прожили большую историческую жизнь,хотя в сред- ние века Плавт был основательно забыт:богословы считали,что в его пьесах много безнравственного.Зато в эпоху Возрождения Плавт сно- ва воскрес для европейского театра.Его пьесы переводят,создают различные переделки и подражания.Мотивы комедий Плавта обрабаты- вались многочисленными драматургами:Ариосто,Арентино,Шекспи- ром,Мольером и другими. Теренций (около 185-159 до н.э.). Публий Теренций Афр,работав- ший,как и Плавт, в жанре паллиаты,принадлежал уже к следующему по- колению драматургов. Уроженец Карфагена, Теренций еще мальчиком был привезен в Рим,где стал рабом римского сенатора. Заметив выдающие- ся способности юноши,сенатор дал ему хорошее образование,а затем отпустил на волю.Теренций находился в дружественных отношениях со многими знаменитыми людьми,входившими в кружок просвещенного пат- риция Сципиона Младшего-приверженца греческой культуры и гречес- кого образования. Теренций написал шесть комедий,и все они сохранились.Сюжеты этих комедий он,как правило,заимствует у Менандра,причем созна- тельно подчеркивает их греческий колорит.Конфликты в комедиях Те- ренция носят семейный характер,и основной целью драматурга яв- ляется гуманизация нравов. У Теренция обычно нет такой динамики в развитии событий,как у Плавта;он отказывается также от театральных средств и приемов ателланы,которыми охотно пользовался его предшественник,-от буф- фонады,грубых и сочных шуток,непосредственного обращения к зрите- лям в ходе действия и т.д.Зато Теренций стремится дать более уг- лубленную психологическую характеристику своих персонажей,созда- вая интересные,жизненные образы. Одна из наиболее известных комедий "Братья" (160 до н.э.)-ста- вит вопрос о воспитании молодежи.В комедии побеждают новые взгля- ды,представители которых считают,что надо быть снисходительным к проделкам молодых людей,воспитывать их не приказами и наказания- ми,а добрыми советами. Комедии Теренция знакомили римских зрителей с миром более слож- ных,чем у героев Плавта,душевных переживаний (хотя и ограничен- ных семейными рамками).В этом отношении его произведения ближе к их общему первоисточнику-Менандру. Теренций может быть назван предшественником новой европейской драмы.Европейский театр неоднократно обращался к его творчес- тву.Влияние его комедий "Формион" и "Братья" чувствуется в твор- честве Мольера. Новый интерес к гуманистическим тенденциям драматурга возник в XVIII в., в период формирования буржуазной "мещанской" драмы. Дид- ро считал Теренция своим предшественником, Лессинг в "Гамбургской драматургии" дал подробный анализ "Братьев", считая эту комедию образцовой. |