SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ




Средневековая философия определяется принципами: теоцентризмом (исходной точкой анализа признавалось духовное, бесконечное, абсолютное и неизменное бытие Бога), креационизмом (все явления сотворены Богом из ничего), провиденциализмом (все явления и человеческие судьбы определяются таинственным провидением, Богом) и откровением (Бога можно познать только сверхъестественным путем в акте мистического озаре-ния).

Выделяются этапы патристики и схоластики. Для патристики характерна разработка христианской догматики и философии, где элементы платонизма играли ведущую роль. На этапе схоластики осуществлялась разработка христианской философии под влиянием наследия Аристотеля.

Наиболее яркий представитель патристики – Августин Блаженный (354- 430). При сотворении мира Бог, утверждал Августин, заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.

Фома Аквинский (XIII в), представитель схоластики, развивал принцип гармонии веры и разума при определяющей роли веры.

По вопросу о природе общих понятий (универсалий) столкнулись реа-лизм и номинализм. По утверждению реалистов, универсалии существуют реально, образуя мир сущностей, первичных по отношении к единичным предметам. Номинализм в материалистическом варианте возрождал аристотелевскую ориентацию на мир единичных объектов.

Схоластика накопила опыт формально-логического оперирования понятиями, который перерос узкие рамки религиозно-фантастического содержания.

Средневековая философия углубила понимание единства бытия и мыш-ления, способствовала развитию искусства толкования текстов, формальной логики, сформулировала понятие "внутреннего" человека (через рассмотрение совокупности элементов индивидуального бытия людей), изучала и усовершенствовала систему познавательной деятельности человека.