SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ




Античная философия в своем развитии прошла периоды становления (VI – V вв. до н.э.), расцвета (V в. до н.э.) и упадка (III в. до н.э. – V в. н.э.).

На первом этапе философия выступала преимущественно в форме натурфилософии, была космоцентрической, поднимала проблему первооснов бытия. Для Фалеса это вода, для Анаксимена – воздух, для Анаксимандра – "апейрон". Бытие Вселенной, по Гераклиту, осуществляется на основе извечных превращений вещественной стихии огня. Гераклит указал на всеобщий источник движения и изменения вещей: противоречие как единство ("гармония") и борьба расходящихся начал (день–ночь, изобилие–голод и т.д.).

На втором этапе (классическом) произошел переход от преимуществен-ного изучения внешнего мира к рассмотрению человека в различных его проявлениях, т.е. в философии возникла субъективно-антропологическая тенденция. Философия стремилась перейти от рассмотрения структуры природного космоса к анализу проблематики организации социального космоса. Наиболее яркими представителями классического этапа в развитии античной философии были Сократ, Платон и Аристотель. У Сократа мир создан так, чтобы в нем мог существовать человек. Принцип его размышлений "Познай самого себя". В поисках причины движения сущего Левкипп и Демокрит выдвинули гипотезу о мельчайших неделимых частицах (атомах), движущихся благодаря присущей им силе тяжести. Античный идеализм свое систематическое выражение нашел в философии Платона. Идеи, по его мнению, существуют до предметов, выступают по отношению к вещам как их образцы, причины возникновения, смысловые структуры и цели, а вещи, существа лишь причастны к идеям, подражают им, являются их тенями, подобиями или отпечатками. Античная философия была синтезирована Аристотелем. Соотношение государства, общества и человека Аристотель рассматривал как соотношение целого и части.

На третьем этапе интерес философии все больше сосредоточивался на познании личности, на вопросе о том, как приспособиться к сложной и противоречивой социальной жизни (Эпикур, Лукреций Кар и др.).

В античной философии имелись в зародыше все позднейшие типы мировоззрения, наметились все основные философские проблемы, решение которых стало задачей последующей истории мысли.