SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

24 Религиозная философия в контексте современной культуры




Отличительный признак любого религиозного сознания, любой религии как сис-мы представлений, действий, обрядов – вера в сверхъестественное. Т. е. Вера, в то что помимо этого видимого, познаваемого мира существует иной мир и есть некоторое высшее сверхсущество, которое сотворило и управляет миром.

Вопрос о сущности и происхождении религии осмысливался как в философии, так и в некоторых конкретных общих науках: этнография, история культуры (Тейлор, Фрейзер, Леви-Брюль).

В философии критический анализ религии был развит просветителями: религия это результат недостаточных знаний о мире и его законах, связанный с чувством страха и осознанным обманом одних людей другими.

Фейербах глубже подходил к осознанию религии, видел в религии реальное человеческое содержание, принявшее фантастическую форму.

Марксистская философия – религия продукт общественных отношений.

Этнография и история культуры рисовали конкретные формы религии. Мир древнего религиозного сознания многообразен в зависимости от изменения реальных условий жизни (охотничество – тотемизм: земледельчество – умирающие - воскресающие боги; китайцы – небо; японцы – солнце).

Общие предпосылки религии: условием самого возникновения религии является способность человеческого сознания выходить за рамки отражения наличного бытия. Без этой способности религия не могла бы возникнуть. Эта способность приводит к формированию факт. образов, которые делаются объектом поклонения только в силу социальных причин.

В общем виде это ограниченность реального наличного бытия и неудо-влетворенность людей этим бытием, т. е. это может быть ограниченность воз-можностей древних в борьбе с природой и попытка восполнить эту ограниченность факт. религиозными образами.

Это могут быть тяжелые условия бытия людей, угнетаемых. Возникает реальная потребность религиозного утешения (здесь мучаемся, там радуемся).

Маркс: «Религия - опиум народа как лекарство».

Три мировых религии: христианство, буддизм, ислам.

В жизни общества религия выполняет противоречивую роль: 1.Религия сплачивает единоверцев. На определенных этапах истории это важный момент в историческом процессе. При этом религия вбирает в себя нравственные нормы, выступает как одна из главных форм регуляции человеческого поведения. 2.Сплачивая единоверцев, каждая религия отгораживает их от инаковерующих: столкновения человеческих масс, разделенных по религиозному признаку обычно имеют реальные социальные корни, но именно религия может способствовать ожесточению конфликта.

Религия может помогать переносить страдания и т. д., но с другой стороны подготовка к загробной жизни может принимать форму ухода от этого мира.