SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

33 Сознание как философская проблема




Материалистическая философия рассматривает сознание в его соотнесенности с материей, с отражением как ее свойством. Д. Дидро связывал развитие материальных систем с уровнем их организации и рассматривал способность к ощущению как "все¬общее свойство материи или продукт ее организованности". Ф. Энгельс считал, что материя в процессе восходящего развития своих форм вырабатывает такие свойства и способности, верши¬ной которых является "мыслящий дух". В. И. Ленин выдвинул гипотезу, что в фундаменте материи имеется родственное ощу-щениям свойство - "отражение".

Отражение есть всеобщее свойство материальных образова¬ний воспроизводить свойства и особенности других предметов, вещей, взаимодействие отражаемого и отражающего.

Отражение в неживой природе (в относительно простейшем виде) связано с такими видами материальных взаимодействий, как физическое (и механическое как его разновидность) и хими¬ческое, различные их сочетания. Оно содержит элементы ин¬формационных процессов, суть которых связана с соответстви¬ем структур.

Качественным скачком в развитии Вселенной явилось воз¬никновение органической жизни на Земле и соответственно био¬логических форм отражения, которые управляют приспособительным поведением биосистем. Информационные связи стано¬вятся более подвижными и активными. Возникли такие виды от¬ражения, как раздражимость, возбудимость и психика. В отраже¬нии проявляются воздействие внешней среды и реализация внут¬ренних установок живого существа. Специализация и развитие аппарата информационного отражения привели на уровне психи¬ки к появлению развитого головного мозга. Мозг - основной ре¬зультат досоциальных этапов отражения.

Сознание - продукт природы и общественного развития. Мозг, нервная система - лишь возможность человеческого со¬знания. Она превращается в действительность в общении. Цели и содержание деятельности сознания задаются не мозгом, а соци¬альным образом жизни человека. Среда (социальная и природ¬ная) и труд - главные условия, предпосылки формирования чело¬века и его сознания. Большие полушария человеческого головного мозга стали физиологическим фундаментом трансформации рефлексов в со¬циальную рефлексию, инстинктов - в интуицию, манипулирова¬ния предметами внешней среды - в целенаправленную деятель-ность, стадности — в осознанную коллективность, т. е. явились предпосылкой мышления и речи, труда и социальности, духов¬ной жизни и культуры.

Сознание - своеобразный элемент бытия. У Г. Лейбница со¬знание предстает общим принципом бытия. А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон и их последователи сознание рассматрива¬ли в слитности с "жизненной реальностью" как вид бытия, как спонтанную самопроизвольную силу в формах "воли к власти", "жизненного порыва", "жизненного разума" и т. п. Э. Гуссерль сознание понимал как первичную основу, в которой нам дан мир и где рождаются исходные смыслы всех форм человеческой ак¬тивности.

В диалектико-материалистической философии сознание предстает как духовная, идеальная сторона бытия, как его обна¬ружение и раскрытие. К. Маркс анализировал сознание как "вплетенное" в бытие людей. Сознание - не пассивное отражение сущего. Оно участвует в формировании, упорядочении и органи¬зации социальной жизни, вносит в мир начала ценности и свобо¬ды; задает в известных границах характер, направление и пер¬спективы развития человеческих сообществ, культуры, цивили¬зации, является их стержнем и скрепляющим началом; открывает человеку самого себя в мире, разгадывает (через познание) со¬держание собственного опыта. Сознание - совокупность психи¬ческих процессов и духовных способностей, посредством кото¬рых человек воспринимает, переживает, постигает и осмысливает мир, других людей и самого себя.