SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Онтология как философское учение о бытии. Категория бытия в истории философии.

Впервые термин “бытие” в философию ввел Парменид (5-4 в. до н.э.). Бытие это то, что скрывается за миром чувственных вещей, есть всегда себе равное мышление и истина. Впервые философия обозначила собственное поле – вопрос об отношении мышления и вещей (мира), был расширен круг философских задач – введена гносеологическая проблематика.
Если Парменид делал упор на целостную картину, ставшее, стабильное, то Гераклит акцентировал внимание на становление, процесс, изменяемость. Гераклит различал бытие по истине, открываемое в философском размышлении, и бытие по мнению, представляющее собой ложную, превратную поверхность вещей. Платон связывал истинное бытие с миром идеальных сущностей, а небытие – с косной материей.
В период средневековья утверждалось, что истинное бытие есть Бог, мир же несамостоятелен, сотворен из ничто и без заботы Бога исчезнет в ничто.
Возрождение рассматривало бытие, с одной стороны, как природу, с другой, как нуждающееся в человеке как творце и хозяине.
В 17-18 веках бытие представлялось как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком в его деятельности.
Для Нового времени характерен субстанциональный подход к бытию, когда фиксировались субстанция (предельное основание бытия) и ее акциденции (свойства), преходящие, изменяемые (Ф.Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, французские материалисты).
В 20-21 в.в. бытие трактуется как вечно проясняемое раскрытие конкретного единства вещей и человека. Развитие научного знания позволяет понимать бытие под углом зрения таких категорий, как функция, отношение, система.
В современной философии и науке разрабатывается концепция самоорганизации природы и общества как процесса взаимодействия противоречивых тенденций: неустойчивости – устойчивости, дезорганизации – организации, беспорядка – порядка, что предполагает постоянную проблематизацию жизни и соучастие человека через мир “повседневности” в творческо-традиционном потоке.