SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:


- Защита журналистов на войне.

МККК следит за соблюдением принципов МГП.

Принципы деятельности МГП:

1) гуманность; 2) беспристрастность; 3) нейтральность; 4) независимость; 5) добровольная служба; 6) универсальность.

МККК финансируется швейцарским правительством. Основная цель – оказание медицинской и гуманитарной помощи народам, пострадавшим в ходе конфликтов.

Кроме представителей МККК в зоне военного конфликта могут находиться представитель ООН и ОБСЕ, а также неправительские добровольческие организации.

Виды помощи, оказываемые журналистам в ходе вооруженного конфликта.

Журналист может подвергаться опасностям войны, как любой гражданин, гражданское лицо. Он может стать жертвой незаконных действий со стороны властей, террористов, правоохранительных органов и так далее.

Статья 13 Гаагского положения о законах и обычаях войны. 1899-1907 год. Упоминания о военных корреспондентах. Женевская конвенция 27 июля 1929 года.

1949 год – серьезный пересмотр принципов МГП, в том числе принципов деятельности военного корреспондента.

Журналист, попавший в плен, приравнивается к военнопленным, но имеет особый статус.

Июнь 1977 года – принимаются два дополнительных протокола к Женевской конвенции. Статья 79 дополнительного протокола №1. Журналист, находящийся на территории военного конфликта, пользуется правами гражданского лица. Необходимость удостоверения личности для журналистов на войне.

После второй мировой войны ООН предложила ввести специальные опознавательные знаки для журналистов, создать базу данных военных журналистов, вести особый учет. Если журналист становится комбатантом, он утрачивает статус гражданского лица.

Вопрос о свободе перемещения журналиста в зоне вооруженного конфликта. С одной стороны, нигде не говорится, что журналист может свободно перемещаться в зоне вооруженного конфликта. С другой стороны – индивидуальные меры военного руководства (комендантский час и другие). В некоторых случаях вводится аккредитация журналиста.

Журналист может обвиняться в шпионаже. Наличие международного удостоверения может в какой-то степени обезопасить журналиста от такого обвинения.

Использование совершенной техники, шпионских портативных ТВ-камер.

«Эффект CNN» - психологическое воздействие трансляции ужасов войны. Это часто толкает политиков на необдуманные решения. Спец эффекты.

В Великобритании существуют специальные школы подготовки военных репортеров. 1995 год – первая официальная попытка в России. Издается книга «Горячая точка».

Каким может быть правовой статус российского журналиста, отправившегося в зону военного конфликта:

1) статус гражданина РФ, находящегося вне места прописки (обычно для стрингеров);

2) статус журналиста независимого СМИ;

3) статус так называемого военного корреспондента (журналист, взаимодействующий с властями).

Если война официально не объявлена, ситуацию сложно классифицировать. Это неудобство для журналистов.



- Правила поведения человека, оказавшегося в условиях плена.

Тенденция во время течения войны – захват заложников. Фильтрационные пункты, захват чеченцев.

Состояние шока. Расщепление сознания от того, что это случилось. Важный момент, когда человек переносит плен легче – рядом оказались знакомые или близкие. Следующее – состояние растерянности. Но это зависит от типа, темперамента, характера. Психологи говорят, что лучше состояние растерянности, чем желание бежать и оказывать сопротивление. Этим можно спровоцировать агрессию захватчиков. Другое состояние – состояние жуткого страха.

По мнению психологов, самое спасительное – способность кому-то помочь, ответственность. Следующее состояние – иллюзия помилования. Потом – мысли о самоубийстве. Статистические указания на маловероятность этого.

Следующее состояние наиболее адекватное в условиях плена – состояние адаптации, приспособления к неудобствам (психологическое и физическое).

В экстремальных ситуациях чувства страха и боли притупляются, как отмечают психологи. Иногда снижается уровень физиологических потребностей.

Две крайности – состояние апатии и состояние агрессивности. Они могут чередоваться. У заложников между собой могут начаться вспышки агрессии. Крайняя степень проявления этих тенденций – проявление садизма. Иногда бывают вспышки шизофрении: навязчивые идеи (слышат голоса террористов, может мерещиться шум освобождения, возникают зрительные галлюцинации).

Формы организации: беспредел и закон. Надо учитывать специфику народа, на территории которого оказался человек. У чеченцев есть свои этноархаические рефлексы, традиции. У чеченцев – детская лихая игривость, громкая музыка, например.

Бывает желание встать на сторону террористов.



- Военная журналистика в России.

Русская журналистика родилась, чтобы освещать военные кампании. Северная война – Петровские ведомости. Выровнялась периодичность, увеличился тираж. По-настоящему, наша военная журналистика существует с времен кавказской войны 19 века. Классическое представление о военных журналистах – люди в погонах, которые работают на армейские и флотские издания. Формула: адекватно освещать военные события могут только военные люди. Во время войны в Афганистане – политика умолчания о жестокости афганской войны. Передача военно-пропагандистского характера Минобороны – главное средство комментирования событий в Афганистане – «Служу Советскому Союзу». До 91 года стало понятно, что стиль подачи информации, жанры устарели. Были попытки изменить ее лицо с 89 по 91 год. Передача пыталась выйти на новые темы, проблемы, но проблему дедовщины, например, рассмотреть было крайне сложно. После 91 года было принято решение о создании министерством обороны центральной телерадиостудии, чтобы на новом уровне возродить военно-патриотическое воспитание молодежи.

В советской армии был отдел главного политического управления – офицеры работали в крупных печатных изданиях и информационных агентствах. Опыта работы журналистом у них не было.

В постсоветском пространстве появилась передача «Служу Отечеству», потом – «Служу России». Далее на первом и втором федеральных каналах одновременно появляются и «Служу Отечеству» и «Служу России». Были попытки создания авторской передачи – «Аты-баты», «Присяга» - эти эксперименты были недолговечными. Это были не пропагандистские передачи. Проблемы: кадровое финансирование, смена руководства телеканалов.

Профессиональные журналисты тоже не хотели уходить в военную журналистику. Выход – переход военных корреспондентов на гражданские каналы. Единственной передачей осталась «Служу России» и несколько мелких проектов.

Информационные блоки должны освещать военные события.

Национальные конфликты во времена распада Советского союза. Конфликты в Карабахе, Таджикистане, Приднестровье – о них старались говорить поменьше. Во все горячие точки посылались съемочные группы, но они освещали мало и в традициях советской журналистики: в лако-красочных тонах. Было всего два канала и они подчинялись Кремлю, а Кремль не всегда имел позицию по существу, по нормальному: если мы не знаем, что сказать об этом, то лучше на эту тему и не говорить, а если и говорить, то цитировать ИТАР-ТАСС.

Невзоров: он находится в событии, «репортаж из окопа», 600 секунд, но иногда информация была недостоверной. Пример Невзорова был заразителен.

Исчезновение в Югославии двух военных корреспондентов Первого канала. Становится понятна вся опасность журналистской работы. Военная журналистика не нашла своё место ни в одной из информационных структур главного российского телеканала.

1999 – особый этап развития военной журналистики. В связи с войной в Дагестане, бомбардировкой Белграда, началом второй чеченской компании, иранского кризиса.

Многие говорят, что в военной тематике нет освещения военного конфликта. Это и дипломатия, реформы в армии, развитие вооруженных сил России и зарубежных стран, проблема развития военно-промышленного комплекса. Но тогда журналист должен иметь дополнительные знания: ориентировка в той области, освещением которой он занимается, например, экономика.

«Итоги» Евгения Киселева на НТВ, «Время» у Доренко на ОРТ, «Зеркало» Сванидзе на НТВ, «Дни» Невзорова на ОРТ – аналитические программы, занимались освещением военной тематики. Рассматривались военные проблемы более основательно, чем это делалось в информационных блоках.

Взлет военного телерепортажа – конец 94 – начало 95 года: НТВ подавило своих конкурентов. Тогда это молодая и хорошо финансируемая телекомпания. Репортажи с чеченской войны. Первый и Второй канала, однако, даже и не думали о серьезной конкуренции. Где-то с 96 года НТВ стало уделять серьезное внимание чеченской войне. Единственная компания, которая рассказывает о войне в Югославии – НТВ. Материалы НТВ о чеченской войне считали прочеченскими. Некоторые журналисты шли со стороны боевиков.

ВО время штурма Грозного было легко освещать события, например, руководство Чечни поставило перед полевыми командирами задачу быть открытыми и содействовать журналистам. Во время первой чеченской компании работать было сложно. Некоторые корреспонденты НТВ работали в отрядах боевиков.

Взлет жанра военного репортажа – конец 94-начало 95 года. Для военных репортажей важен экшн. Большим испытанием для телевизионной журналистики стала Чечня, особенно первая чеченская компания. Журналисты обвиняли военных в ограничении свободы слова. Военные обвиняли журналистов в том, что они дискредитирую российскую армию и помогают врагу.

Открытость информации.

То, что связано с армией и военно-промышленным комплексом, являлось военной тайной. Большинство журналистов, которые решили заняться военной журналистикой, стали известны в период гласности.

«Военная тайна», «Забытый полк» - информационная поддержка ФСБ и Минобороны.

Пресс-служба Северо-кавказского военного округа руководила освещением второй чеченской компании.

Иностранных репортеров отсекли пресс-офицеры. Контроль над журналистами. Они могут находиться только при наличии разрешения и в сопровождении офицера.

В Москве для влияния на иностранных журналистов создается корпус под руководством Сергея Ястржембского (помощника Президента). Уточнение спорной информации.

Информация была дозированная.

В информационный центр часто приглашались генералы, политики, их сведения часто носили обтекаемый характер и были малосодержательными.

Журналисты пробирались в горы, в осажденный Грозный и собирали информацию. Часть западных журналистов, стрингеры.

Боевиков начал раздражать тон журналистских материалов, так как их называли бандитами.

Поэтому информация во время второй чеченской компании шла с федеральной стороны.

Пытаются установить тотальный контроль над журналистами. Похищение журналистов боевиками.

Журналистам помогали личные контакты с офицерами бывших частей. Иногда контроль над съемочными группами утрачивался.

Возрастает количество патриотических материалов, связанных с освещением второй чеченской компании.

Журналистов стали возить на одни и те же события: на вертолете, автобусе. Это было и у американцев (Буря в пустыне) и в Югославии.

2000 – затопление Курска. Стали говорить о разделении журналистов на своих (работающих на государственные СМИ) и чужих. Право на равное получение информации журналистами было нарушено. На место гибели подлодки была допущена команда РТР. Трудность работы журналистов с армейскими и флотскими пресс-службами.

В поселок, откуда подлодка ушла в последний поход, пускали сначала только группу РТР – скандал. Военный флот в Москве и в Мурманске давали противоречивые комментарии.

Телекомпании обращались к проблемам армии. ТВ6 – «Забытый полк» (сначала выходил на НТВ). Концерт по заявкам для военных. Главной темой программы Кириченко была тема солдата. Не приглашал экспертов, отставших от жизни. Проблема солдата любой войны, не обсуждались текущие конфликты. По словам Кириченко, передача создавалась без оглядки на зрительский рейтинг. Окопники не имеют права выбирать, они просто выполняют свой долг. Говорилось о ветеранах недавних войн.

Были программы сенсационного содержания, например, «Военная тайна».

Говорить о проблемах современности, коррупции, дедовщины сложнее, чем о событиях прошлых лет.

Говорили, что в период первой чеченской компании работа с прессой была неполностью организована. Трошев и другие генералы приходят к выводу, что информацию нельзя сводить до минимума, так как тогда будут использоваться сомнительные источники информации или разные слухи, домыслы. Недостоверная информация может помешать протеканию конфликта.

Генерал Трошев: «Моя война: чеченский дневник окопного генерала», Свидетельствует о том, что силовики боялись журналистов.

Страх военных перед журналистами, пренебрежение общественным мнением, презрительное отношение к журналистской профессии – вот основные причины неорганизованной работы с журналистами.

Опрометчивая работа с журналистами: цензура и сокрытие информации.

Подходы к военной журналистике: Дуайт Эйзенхауер «Крестовый поход в Европу. Военные мемуары». Решил посвятить журналистов в свои военные тайны, так как домыслы журналистов, находящихся в действующей армии опасны. Никаких рискованных сообщений отправлено не было. Корреспонденты испытывали страх даже перед косвенным раскрытием секретов. Никакой информации, ценной для врага, не появилось. Журналисты несли ответственность.