SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Гердер и литература «бури и натиска»


-пьеса Фридриха Клингера «буря и натиск»

-”Штюрмеры»=бурные гении

-порыв чувств,стихия

-чувства рациональны,управляемы разумом

-основа-философия субъективного идеализма

-культ чувства,личности,природы

-первое место-герой,человек

-герой=ярко выраженная индивидуальность,демократ,духовный мир вне зависимости от положения

-гармония с природой-вечные ценности

-от природы каждый человек свободен и равен

-акцент на неповторимости

-в основе-мир переживаний,эмоций

-исповедальность

-дружеские послания,письма,дневники,путевые заметки,мещанские трагедии

-ключевые фигуры

-Иоганн Гердер (прототип Фауста)

-богословский факультет

-пастор в Риме

-сбор фольклорных текстов

-заложил основу немецкой фольклористики

-философ,критик,художник,переводчик,социальный деятель

-Гете,Шиллер

- «о немецком характере искусства»

- “идеи о философии,истории,человечестве»

-философский сборник «голоса народов в песне»

+романтические традиции

-немецкий сентиментализм развивается поздно,опирается на открытия других литератур

-2 течения:

1.“рейнские гении»Страсбург

-французские традиции(Жан Жак Руссо)

Пр.:Гете,Шиллер

2.”союз рощи»Кеннигсберг

Пр.:Готфрид Бюргер

-античные поэты-немецкие поэты

-интерес к национальной традиции,фольклор

-английский предромантизм

-баллада=плясовая песня,сюжетное стихотворение

-литературная баллада сохранила мелодическую природу

-драматический сюжет

-действие развивается скачкообразно,без связующих объяснений

-важный элемент-диалог

-сюжет,форма-тайна,загадка

3 период: 1770–80-е гг. – Позднее Просвещение

В последнюю треть века в немецкой литературе происходит бурное

развитие, в ней сосуществуют и сменяют друг друга самые

противоречивые тенденции. Всё большее внимание привлекают идеи

сентиментализма, который начал развиваться ещё с 1740-х гг. В этот

период творили два великих классика немецкой литературы – Фридрих

Шиллер (1759–1805) и Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832)

Два самых крупных явления немецкой литературы этого периода –

это движение «БУРЯ И НАТИСК» и течение «ВЕЙМАРСКАЯ

КЛАССИКА».

Движение «Буря и натиск» – немецкий вариант позднего

европейского сентиментализма. Теоретиком был Гердер. Оно развивалось

в 2 периода: 1) 1770-е гг. (Гердер; Гёте); 2) конец 1770-х–1 пол. 1780-х гг.

(Шиллер).

Основные особенности мировоззрения и эстетики

1. Общие принципы сентиментализма – руссоизм, культ природы и

чувства, противопоставление страсти рассудку.

2. Критический дух, отрицание деспотизма. Протест против любого

насилия над личностью.

3. В других странах – отдельные писатели, в Германии – целое движение

(более 30 человек).

4. Историзм, культ германской старины. Интерес к фольклору.

5. Тип героя: яркая, сильная личность, индивидуалист, который

вступает в конфликт с косной средой.

6. Многожанровость: поэзия, проза, драматургия, теоретические работы

Произведения Гёте и Шиллера периода «Бури и натиска»: Гёте – роман

«Страдания юного Вертера»; Шиллер – драмы «Разбойники», «Коварство

и любовь».

«Веймарская классика» – период позднего творчества Гёте и

Шиллера (2-ая половина 1880-х гг. – рубеж вв). Термин происходит от

названия города Веймар, где жили Гёте и Шиллер.

1) «Классический период» связан с возвращением к принципам

античного искусства, но в новом качестве. Античность воспринималась

великими поэтами не как предмет для копирования, а как источник

вдохновения. Гёте и Шиллер считали главной целью и современного, и

античного искусства гуманизм. Важно не копировать античное искусство,

а искать, стремиться вперёд, к будущему.

2) Стремление отразить в искусстве «вечные» вопросы, к

обобщениям, всемирно-историческим, философским проблемам.

«Великие образы», высокие идеи.

3). Новый тип героя: обобщённый образ, более идеализированный и

эстетизированный.





Произведения Шиллера периода Веймара: драмы «Орлеанская дева»,

«Мария Стюарт», «Вильгельм Телль»; исторические и теоретические

трактаты («О наивной и сентиментальной поэзии», напр.), баллады.

Произведения Гёте периода Веймара: статьи по искусству, драмы

(«Торквато Тассо»), баллады, дилогия романов «Годы учения Вильгельма

Майстера» и «Годы странствий Вильгельма Майстера»,

автобиографическая книга «Поэзия и правда», закончен «Фауст».

Философская трагедия «Фауст» является главным произведением

всей жизни великого Гёте (он создавал её в течение всего творчества –

почти 60 лет – и закончил перед смертью) и главным произведением всей

классической эпохи. «Фауст» – это своеобразный итог всего века и

развития европейской литературы целой эпохи.

Произведение строится на основе средневековой легенды о

чернокнижнике Фаусте, который продаёт душу дьяволу. Гёте

переосмысливает этот известный сюжет в духе просветительских и

гуманистических идей. Фауст – учёный, стремящийся не только к самым

широким знаниям, но и приходящий к мысли о необходимости служения

знаний людям. Герой проходит множество испытаний. Его

сопровождает Мефистофель – чёрт, «дух отрицания». Это две вечные

противоположности: Фауст – созидатель, он неудовлетворён своими

достижениями, он в вечном поиске; Мефистофель – циник, пресыщенный

знанием о жизни и людях, он пытается доказать, что люди хуже

животных, что они растрачивают свой разум впустую. Договор человека

и чёрта должен доказать или опровергнуть основную проблему: в чём

суть человека, смысл его существования – в высоких стремлениях (и

главное из них – стремление к познанию) или в земном, сиюминутном,

прозаическом?

Творчеством Гёте и Шиллера завершается целая эпоха в искусстве

XVII–XVIII веков. Оно развивалось позднее и «перешагнуло» границу

нового XIX века.



ГЕРДЕР Иоган Готфрид [Johann Gottfried Herder, 1744—1803] — выдающийся немецкий историк культуры, создатель исторического понимания искусства, считавший своей задачей «все рассматривать с точки зрения духа своего времени», критик, поэт второй половины XVIII в. Р. в семье ремесленника, окончил богословский факультет Кенигсбергского университета. В 1764 приехал в Ригу, где занял место преподавателя в соборной школе, позже — пасторского адъюнкта. В Риге начинается лит-ая деятельность Г. В 1776, благодаря стараниям Гёте, Г. переселяется в Веймар, где получает должность придворного проповедника. В 1788 совершает путешествие по Италии.

Сочинения Г.: «Фрагменты по немецкой лит-ре» (Fragmente zur deutschen Literatur, Riga, 1766—1768), «Критические рощи» (Kritische Wälder, 1769) — сыграли большую роль в развитии немецкой литературы периода «бури и натиска» (см. «Sturm und Drang»). Здесь мы встречаемся с новой, восторженной оценкой Шекспира, с мыслью (ставшей центральным положением всей буржуазной теории культуры Г.), что каждый народ, каждый прогрессивный период мировой истории имеет и должен иметь лит-ру, проникнутую национальным духом. Г. обосновывает положение о зависимости лит-ры от естественной и социальной среды: климата, языка, нравов, образа мыслей народа, выразителем настроений и взглядов к-рого является писатель, совершенно определенных специфических условий данного исторического периода. «Могли ли бы Гомер, Эсхил, Софокл написать свои произведения на нашем языке и при наших нравах? — задает вопрос Гердер и отвечает: — Никогда!»

Развитию этих мыслей посвящены произведения: «О возникновении языка» (Berlin, 1772), статьи: «Об Оссиане и песнях древних народов» (Briefwechsel über Ossian und die Lieder alter Völker, 1773) и «О Шекспире», напечатанные в «Von deutscher Art und Kunst» (Hamb., 1770). Сочинение «Тоже философия истории» (Riga, 1774) посвящено критике рационалистической философии истории просветителей. К эпохе Веймара относятся его «Пластика» [1778], «О влиянии поэзии на нравы народов в старые и новые времена» [1778], «О духе древнееврейской поэзии» (Dessau, 1782—1783). С 1785 начал выходить монументальный труд Г. «Мысли по философии истории человечества» (Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit, Riga, 1784—1791). Это первый опыт всеобщей истории культуры, где получают свое наиболее полное выражение мысли Г. о культурном развитии человечества, о религии, поэзии, искусстве, науке. Восток, античность, средние века, Возрождение, новое время — изображены Г. с поражавшей современников эрудицией. Одновременно Г. издал сборник статей и переводов «Рассеянные листки» [1785—1797] и философский этюд «Бог» [1787]. Последними его большими трудами (если не считать богословских его произведений) являются «Письма для споспешествования гуманности» (Briefe zur Beförderung der Humanität, Riga, 1793—1797) и «Адрастея» [1801—1803], заостренная главным образом против классицизма Гёте и Шиллера.

Весьма значительна поэтическая и особенно переводческая деятельность Г. Он знакомит читающую Германию с рядом интереснейших, бывших до того неизвестными или малоизвестными, памятников мировой лит-ры. С огромным художественным вкусом сделана его знаменитая антология «Народные песни» (Völkslieder, 1778—1779), известная под заглавием «Голоса народов в песнях» (Stimmen der Völker in Liedern), открывшая путь новейшим собирателям и исследователям народной поэзии, т. к. только со времен Г. понятие о народной песне получило ясное определение и сделалось подлинным историческим понятием; в мир восточной и греческой поэзии вводит он своей антологией «Из восточных стихотворений» (Blumenlese aus morgenländischer Dichtung), переводом «Сакунталы» [1791] и «Греческой антологией» (Griechische Anthologie). Свою переводческую деятельность Г. завершил обработкой романсов о Сиде [1801], сделав достоянием немецкой культуры ярчайший памятник староиспанской поэзии.

Из числа оригинальных произведений Г. лучшими можно считать «Легенды» и «Парамифии»; менее удачны его драмы: «Дом Адмета», «Освобожденный Прометей», «Ариадна-Либера», «Эон и Эония», «Филоктет», «Брут».

Г. — один из значительнейших деятелей эпохи «Sturm und Drang’а» (см.). Он борется с теорией лит-ры и философией эпохи Просвещения. Просветители верили в человека культуры. Они утверждали, что только такой человек должен быть субъектом и объектом поэзии, считали достойными внимания и сочувствия в мировой истории только периоды высокой культуры, были убеждены в существовании абсолютных образцов искусства, созданных художниками, в максимальной степени развившими свои способности (такими совершенными творцами были для просветителей античные художники). Просветители считали задачей современного им художника приближение через подражание к этим совершенным образцам. В противоположность всем этим утверждениям Г. полагал, что носителем подлинного искусства является как-раз не культивированный, но «естественный», близкий к природе человек, человек больших, не сдерживаемых рассудком страстей, пламенного и прирожденного, а не культивированного гения, и именно такой человек должен быть объектом художественного изображения. Вместе с другими иррационалистами 70-х гг. Г. необычайно восторженно относился к народной поэзии, Гомеру, Библии, Оссиану и, наконец, Шекспиру. По ним рекомендовал он изучать подлинную поэзию, ибо здесь, как нигде, изображен и истолкован «естественный» человек. По Г., человечество в своем развитии подобно отдельному индивиду: оно переживает периоды молодости и дряхлости, — с гибелью античного мира оно узнало свою первую старость, с веком Просвещения стрелка истории вновь совершила свой круг. То, что просветители принимают за подлинные произведения искусства, не что иное, как лишенные поэтической жизни подделки под художественные формы, возникшие в свое время на почве национального самосознания и ставшие неповторимыми с гибелью породившей их среды. Подражая образцам, поэты теряют возможность проявить единственно важное: свою индивидуальную самобытность, а т. к. Г. всегда рассматривает человека как частицу социального целого (нации), то и свою национальную самобытность. Поэтому Г. призывает современных ему немецких писателей начать новый омоложенный круг культурного развития Европы, творить, подчиняясь вольному вдохновению, под знаком национальной самобытности. Для этой цели Г. рекомендует им обратиться к более ранним (молодым) периодам отечественной истории, ибо там они могут приобщиться к духу своей нации в его наиболее мощном и чистом выражении и почерпнуть силы, необходимые для обновления искусства и жизни. Однако с теорией циклического развития мировой культуры Г. совмещает теорию прогрессивного развития, сходясь в этом с просветителями, полагавшими, что «золотой век» следует искать не в прошлом, но в будущем. И это не единичный случай соприкосновения Г. с воззрениями представителей эпохи Просвещения. Опираясь на Гаманна, Г. в то же время солидаризуется по ряду вопросов с Лессингом. Таким образом Гердер может рассматриваться как мыслитель, стоящий на периферии Sturm und Drang’а. Все же в среде штюрмеров Гердер пользовался большой популярностью; последние дополнили теорию Гердера своей художественной практикой. Не без его содействия в немецкой буржуазной литературе возникли произведения с национальными сюжетами («Гёц фон Берлихинген» — Гёте, «Отто» — Клингера и другие), произведения, проникнутые духом индивидуализма, развился культ прирожденной гениальности.