SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Жизнь и творчество Гете.Лирика -Иоганн Вольфган Гете(1749-1832) -поэт,прозаик,драматург всеобщего философского и художественного содержания -Франкфурт на Майне -семья бюргерского советника,входившего в просвещенную элиту республики - домашнее образование -интерес к наукам,философии - «о природе цвета» -иллюстрации к Фаусту +живопись,музыка -университеты Лейпцига,Страсбурга,юридическое образование -Страсбург-знакомство с Гердером -общие интересы:новая эстетика,античная литература,фольклор -период «бури и натиска» -немецкий сентиментализм=французский -сентиментализм+предромантизм -перевод Джеймса Макферсона «песни Оссиана» -статьи о Шекспире( «ко дню Шекспира», «Шекспир и несть ему конца») -привлекают сложность и глубина произведений,сочетание противоречий,видение вечного движения мира -”о немецком зодчестве»(о страсбургском соборе)сравнение немецкой готики с античностью -творческие периоды: 1.-страсбургский период(до 1775)(сентиментализм) -прозаическая драма «Гец фон Берлихингер»(1773) -”Страдания юного Вертера»(1774), “Прафауст»-сентиментальные произведения 2.-Веймарский период(классицизм,реализм) 1775г.-приезжает в Веймар;тайный советник герцога -дворянский титул -поездка в Италию(86-88гг.) -возвращение в Веймар-второе веймарское десятилетие -дружба с Шиллером-баллады -драмы в прозе «Эгмонт»;в стихах «Ифигения в Тавриде», «Прометей»;эпические поэмы «Рейнеке Лист», «Герман и Доротея»; проза «годы учения(и становления)Вильгельма Мейстера(автобиографичен); трагедия «Фауст»(1ая часть-1780г.,2ая часть-1831г.); «поэзия и правда»(автобиография 1810-1831гг.) -лирика -1000 стхотворений+поэтические драмы и поэмы -песни,застольные песни,элегии,послания,эпиграммы,сонеты,контаты,притчи,стихи на случай,изречения в стихах,дидактические и философские стихотворения -начал писать стихи с 8 лет -последний цикл «Трилогия страсти»(посвящение Ульрике) -радостное звучание,выражение общечеловеческого через частное -апофеоз человека и красоты -ритм человеческой жизни совпадает с ритмами природы -объединение субъективного и объективного -особое религиозное чувство=бог есть природа -синтез словесного образа,музыки и зрительного образа -вещественность,но не заземленность -предметы,явления большого мира получают философское звучание -лирический герой духовно богат,но не безукоризненен,не сосредоточен на самом себе+отпечаток личности самого поэта -сентиментализм-нежный,отзывчивый,трагически построенный,героически настроенный -темы:жизненный опыт,зарисовки быта и нравов,пейзажи,легенды,народные придания,нравственные проблемы,любовь,природа -различные правления любви -этапы любви: 1.Лейпцигский период(65-70гг.) -поэзия 18в. -стиль рококо(игривый,легкий) -трактовка любви как наслаждения -Анна Катарина Шенлон -Фридерика Эзер 2.страсбургский период( «бури и натиска»70-75гг.) -идеи Руссо,Гердера -народная поэзия -титанизм,стихия чувств,задумчивость -”зазенгеймские песни»Фридерике Брион -любовь-космическое чувство,радость бытия 3.Веймарский период(75-86гг.) -стремление к покою,гармонии -вера в человеческую истинность,благородство -смысл жизни-стремление к идеалу,самосовершенствование -Шарлотта фон Штейн -”горные вершины» -представлены все царства природы,мотив слияния с природой,умиротворенность,человеческая жизнь-песчинка в космосе природы -женитьба на Кристине Вульниус -цикл «римские элегии» -пример эротической поэзии,чувственной любви -наслаждение есть проявление языческой радости бытия -ученая поэзия «метаморфозы растений», «метаморфозы животных» -баллады «лесной царь» -античные сюжеты,средневековые -восточные легенды(Индия) -стихи к роману «Вильгельм Мейстер» -смерть Шиллера 1805г.-темы,навеянные Шиллером -призывы к братству,мировой гармонии -анализ исторических потрясений -зарисовки,притчи,символы,любовные стихи Пр.: «талисман», «четыре блага» -тема востока,тема общего,не экзотического -философская лирика -Ульрика фон Левенцов-последняя любовь -цикл «трилогия страсти»( «Вертер», «Элегия», «Умиротворение») Лишь у немногих поэтов складываются свои, совершенно личные отношения с Поэзией. К таким поэтам принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Чем больше узнаешь его, тем больше понимаешь: не просто был он причастен к миру поэзии - это мир поэзии был заключен в нем, а он был его владыкой. Гете никогда не заботился о самовыражении - и он даже не хотел бы, чтобы в его созданиях отразилась личность именно поэта. Собственно говоря, ему хотелось быть человеком, который отражал бы в себе бытие - настолько полно и подробно, чтобы между человеком и бытием складывался разговор равных. Ради такого беспримерного диалога надо было стать поэтом, а тогда уже творить уверенно, властно, с достоинством. Человек, равняющийся с миром, с бытием, - он и в поэзии не просто поэт, а творец, и потому скорее человек дела, а не слов, и, уж во всяком случае, не книжный человек. К слову на бумаге Гете относился с пренебрежением. Да и поэзии ему всегда было мало, в поэзии должна была отражаться общая мысль о мире. "Ведь я так высоко не ставлю слово, // Чтоб думать, что оно всему основа", - говорит Фауст у Гете; так судил сам Гете - о слове поэтическом, писательском. Ранний Гете поэтически смел - однако зрелый и поздний несравненно смелее: отдельные пробы поэтического самовластия, утратив налет нарочитости, вошли в систему. Что бы ни делал Гете с языком - все совершенно естественно. Язык преображается: придумываются новые слова и формы слов, значение обычных слов резко и тонко переакцентируется, не стиль, но сам язык окрашиваются в особые тона, он весь - создание поэта; не только в высокопоэтической лирике, а в любом, самом случайном тексте ощутимо своебразие языка, а за ним своеобразие осмысления мира. |