SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки жизнь и творчество Ф.Шиллера.Эстетическая теория.Лирика Фридрих Шиллер(1759-1805) -мир Гете-все многообразие человеческой жизни природы -Шиллер размышляет о судье человека и человечества в их движении и свободе -Гете-реалист -творчество-твердый взгляд на мир -Ш.-идеалист -философские астракции,стремление к символизации -объединение разговорно-бытовой интонации с ритмической,отвлеченного и конкретного -широкие интересы-история,эстетика,драматургия,поэзия -раздумья о языковых возможностях человека,о силе мысли,самоотверженном героизме,свободолюбивых стремлениях -конфликты между свободой и действительностью,человеком и обществом -Марбах(Вюттенбергское герцогство),семья военного фельдшера,14лет-академия для чиновников гос.служы,военный казарменный режим,знания в истории,философии и ест.науках,диссертация,работал полковым врачом,арест из-за постановки пьесы «разбойники»,слава «пламенного борца за свободу»,скитается по Г.,в Йене становится профессором истории(носит его имя до сих пор),1794-сближение с Гете(в Веймаре),работа над эстетическими работами,1792г.-признан на мировом уровне, «почетный гражданин Французской республики» Эстетика -1793г.- «о грации и достоинстве» -свобода не насильственна~утверждается свобода через воспитание высоких чувств -воспитание по средствам красоты.Гармония,изящество,высокая идея должна быть воплощена в высокой форме. -соединение с соц.проблемой(политика) -размышляет о связи поэзии с развитием общества - «поэт либо является природой,либо ищет ее» 2типа творчества: -наивный(древняя поэзия,античное искусство(Гомер),Шекспир,Гете) Гармония,цельность,эмоциональный накал,интуитивность,чувственность,бессознательность -сентиментальный Современная поэзия:разобщенность с природой,цель:слиться с природой(противоречивый характер «страдания юного Вертера»)идеал:синтез наивной и сентиментальной поэзии,синтез объективного и субъективного искусства «мысль уничтожается в чувстве,чувство уничтожается в мысли и из этого взаимного уничтожения рождается высокая художественность»Белинский Начальная поэзия: -абстрактна,экзольтирована -соединяет идеалы любви,дружбы -метафизические мечтания,самопожертвование -бунтарский характер(вселенский масштаб изображения) - «боги Греции», «по утраченной гармонии», «Руссо»(эллегия=грустная поэзия), «достоинство мужчины» -форма-стихи,монологи,моральные проповеди,эмок.порыв+философская рефлексия,масштабность Зрелая поэзия: «ода к радости» -радость-основа всех начал,воплощение стремления к истине,свободе,добродетели -творческое соревнование Шиллера и Гете в балладах -обращение к разным эпохам,странам -важна временная дистанция -баллада соединяет драматургию и поэзию Ш. -в балладах соединяются народные идеалы;нравственнй смысл -пафос(месть,дружба,любовь),конкретный сюжет баллады - «кубок», «перчатка», «полинратов перстень», «рыцарь тоинбург» -опущены пояснения,описания;драматизм содержания - драматург и поэт; родился в семье полкового лекаря, прошел курс обучения в закрытой военной школе при дворе герцога Вюртембергского, из которой был выпущен в звании полкового врача. Проведя много лет на этой «плантации рабов» под личным надзором одного из самых отвратительных тиранов тогдашней феодальной Германии, Шиллер на личном опыте познал деспотизм господствующих классов и бесправие третьего сословия, к которому принадлежал. Он рано познакомился с сочинениями французских просветителей и, глубоко восприняв передовые идеи своего века, проникся ненавистью к тирании и самовластию. Не вынеся притеснений, Шиллер бежал за пределы Вюртембергского герцогства. Он прожил жизнь, исполненную горькой нужды и лишений, преждевременно сведших его в могилу. Шиллер отдал много сил не только поэзии, но и трудам по философии, эстетике и истории. В течение долгого времени он преподавал историю в одном из крупнейших немецких университетов, в Йене. Сочинения его по эстетике и истории вызывают интерес и сегодня, отражая определенный этап в развитии общественной мысли. На формирование его эстетических взглядов, как и на развитие поэтического творчества, особое воздействие имел Гёте. В начале творческого пути, в период «Бури и натиска», Шиллер создавал пьесы и стихи, исполненные революционного протеста против произвола и тирании. Они имели огромное влияние на передовую немецкую молодежь и встречали живой отклик во Франции и других странах. После Великой французской революции Шиллер был удостоен диплома почетного гражданина Французской республики. Позднее Шиллер стал склоняться к более умеренному, просветительскому идеалу, отводя значительную роль героическому и возвышенному искусству в процессе воспитания свободного человечества. Особенно велика роль Шиллера в создании исторической драмы, в которой он, используя материал прошлого, обращался к самым животрепещущим вопросам своего времени. Пьесы Шиллера, принадлежащие к вершинам мировой драматургии, не сходят со сцены и в наши дни. Стихотворения — Шиллер был не только крупнейшим драматургом, но и выдающимся лириком. Мастерство Шиллера-поэта высоко ценили Пушкин и Лермонтов, Белинский и Герцен и многие другие известные поэты и критики. Ранние лирические стихи Шиллера отличаются некоторой высокопарностью и надуманностью. Его поэзия приобретает большую значительность, когда он переходит к политическим и общественным мотивам. Таковы стихотворения «Дурные монархи», в котором звучит гневное осуждение тиранов, «Руссо», где поэт воспевает великого революционного философа. Высокого гуманистического пафоса достигает лирика Шиллера в гимне «К радости», который послужил темой для Девятой симфонии Бетховена и кантаты Чайковского. Мыслью о животворной силе искусства и грустью по ушедшему миру прекрасной Эллады проникнуто стихотворение «Боги Греции». Шиллер размышляет о высоком призвании поэта («Власть песнопения»), о конфликте просветительских идеалов свободного мироустройства с жестокой действительностью («Идеал и жизнь»), в «Разделе земли» прославляет бескорыстное служение художника обществу. Интересны философские стихи и баллады 1790-х гг.: «Рыцарь Тогенбург», «Кубок», «Перчатка», «Порука», "Поликратов перстень», «Ивиковы журавли» и др. Опираясь на образцы античных и немецких народных сказаний, Шиллер создал свой тип исторической баллады о людях большой отваги, верящих в справедливость. Баллады Шиллера нашли самый широкий отклик в народных массах. Особое место в творчестве Шиллера занимает «Песнь о колоколе», изображающая жизнь трудящегося люда с ее буднями и праздниками, радостями и печалями, прославляющая мирное согласие человечества. |