SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки романтизм в Германии. Философия. Эстетическая теория. Этапы развития Конец18в.-1871г.-парижская комунна,1914г.-1ая мировая война -Великая французская революция(1789-1794) -романтизм+реализм -бинарная эпоха -романтизм-в центре внимания-человеческая личность(человек и мироздание) -реализм-внимание к миру,обстоятельствам,обществу(человек и общество) -романтизм -термин введен немецкими исследователями -romance-романские языки,романская литература,фантастика,идеализм -конец18-первая треть19вв. -философская основа-немецкая классическая философия-Фихте,Кант,Шеллинг -субъективный идеализм -творческое начало в лице бога -познание мира есть самопознание-роль художника,творца -натурфилософия(Шеллинг) -природа гармонична,пейзажная лирика,психологизированная картина мира -Гегель «Эстетика»-подвел итог романтическому движению -рассуждение о форме и содержании -восточная поэзия-форма,классицистическое искусство-форма+содержание,средневековое искусство+романтизм-содержание -1.Йенский период -черты романтизма -изображение исключительных характеров и исключительных обстоятельств -субъективный тип - «романтическое двоемирие» -реальный негативный мир противопоставлен миру идеала,мечты -романтические герои противопоставлены обывателям,мещанам -смертная оолочка+бессмертная душа в чувствах,природе,искусстве -герой-энтузиаст,творческая личность -музыка-высший вид искусства -открытия романтиков -универсализм,ведущий к синтезу(искусство и философия, искусство и религия) -новый взгляд на человека -высокий уровень психологизма -историзм и народность -национальная и географическая среда(точное описание,увлечение востоком) -расцвет переводческого искусства -собирание фольклора -смешение жанров(доминируют новеллы) -особенности языка и стиля-сложность выражения,слово не только в основном значении,но и во всех смысловых оттенках,музыкальность слова,эмоциональные эпитеты -тяготение к иносказанию -Гете «учение Вильгельма Мейстера» -Германия-конгломерат различных гос.образований,отсталая страна -немецкое искусство носит абстрактный и умозрительный характер(музыка) -связь с поздним просвещением -мистический характер(религиозный) -кумиры:Шекспир,Гете,Сервантес,Кольдерон -тема Рейна(Лорелея) -тема духовного странствия - “голубой цветок»-символ любви,счастья -музыка-Шуерт,Шуман,Вагнер,Мендельсон Живопись-Фридрих,Рунге Периоды: 1 Йенский (конец 18в.-1805г.) 2. Гейдельбергский (1806-1815гг.)3.Берлинский(1815-) 1ПЕРИОД-Шлегели,Новалис,Ваккенродер,Тик -журналы: «лицей изящных искусств», «Атеней» -работали в поэзии,драматургии,романах -заложили основы романтической эстетики -развили учение Гете о мировой литературе -синтез искусств -различия между письменной литературой и народным творчеством -мысль о единстве поэзии,философии и религии -прогрессивная романтическая поэзия -синтез слова,музыки,света -в вечном изменении,движении -романтическая ирония 2ПЕРИОД-период наполеоновских войн -1805г.-битва при Йене-переселение -подъем национально-патриотического чувства -интерес к национальной истории,народным преданиям -пр.:Гофман,Шамиссо,Клейст -внимание к народу-творцу -поэзия должна объединить народ,устранить различия между сословиями -тяготение к объективной характеристике мира -грамотность Классической страной Романтизм была Германия. События Великой французской революции, ставшие решающей социальной предпосылкой интенсивного общеевропейского развития Романтизм, были пережиты здесь преимущественно «идеально». Это способствовало перенесению общественных проблем в сферу спекулятивной философии, а также этики и особенно - эстетики. В эпоху, когда разочарование в буржуазных преобразованиях и их последствиях становится всеобщим, своеобразные черты духовной культуры Германии получают всеевропейское значение и оказывают сильнейшее воздействие на общественную мысль, эстетику, литературу, искусство других стран. Однако в конкретных национально-исторических условиях каждой страны идеи немецких романтиков нередко получают специфическую интерпретацию, обретают иной, иногда противоположный смысл. Основы романтического миросозерцания и романтической эстетики заложены были немецкими писателями и теоретиками иенской школы (В. Г. Ваккенродер, Новалис, братья Ф. и А. Шлегели, Тик; систематическую форму романтическая философия искусства получила в лекциях А. Шлегеля и трудах примыкавшего к иенцам Ф. Шеллинга). Иенцы же создали первые образцы искусства Романтизм: комедия Тика «Кот в сапогах» (1797), лирический цикл «Гимны к ночи» (1800) и роман «Генрих фон Офтердинген» (1802) Новалиса, ряд фантастических повестей. Прогрессивные национально-освободительные идеи и культ античности характерны для выдающегося поэта-романтика Ф. Гёльдерлина, стоявшего вне иенского содружества. Второе поколение немецких романтиков (гейдельбергская школа) отличает интерес к религии, национальной старине, фольклору. Важнейшим вкладом в немецкую культуру явился сборник народных песен «Волшебный рог мальчика» (1806-08), составленный Л. Арнимом и Брентано, а также «Детские и семейные сказки» (1812-14) братьев Я. и В. Гримм. Высокого совершенства достигла лирическая поэзия (И. Эйхендорф). Опираясь на мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей, гейдельбергские романтики окончательно оформили принципы первого глубокого, научного направления в фольклористике и литературоведении - мифологической школы. В позднем немецком Романтизм нарастают мотивы трагической безысходности (драматургия и новеллистика Клейста), критическое отношение к современному обществу и ощущение разлада мечты с действительностью (рассказы и повести Гофмана). Идеи и художественные принципы Гофмана оказали сильное влияние на последующую литературу как реалистическую (О. Бальзак, Ч. Диккенс, Ф. М. Достоевский), так и символистскую (иррациональные и мистические мотивы). Демократические идеи позднего Романтизм нашли своё выражение в творчестве А. Шамиссо, лирике Г. Мюллера, в поэзии и прозе Гейне, справедливо называвшего себя «последним романтиком» (он выходит за рамки собственно Романтизм и подвергает его наследие критическому пересмотру). |