SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Жизнь и творчество Т.Манна.Особенности новеллистики


-рубеж 19-20вв.

-Любек,затем Мюнхен

-поэт,прозаик,новеллист

-1894г.-1ый роман «падшая»

-работает в страховой компании,оставляет и посвящает себя журналистике

-1898г.-1ый сборник «маленький господин Фридеман»(непопулярен)

-мысль о неустроенности, неблагополучии мира

-психологические проблемы,тема души больного,ущербного человека

-влияние философии Ницше и Шопенгауэра

-18в.-идеален(кумир-Гете)

-русская литература «Гете и Толстой», «Анна Каренина», «Толстой»и.т.д.

-”святая русская литература»

-писатель-реалист,не примкнул ни к одному течению

-1ые новеллы определили суть творчества: «Маленький человек Фридеман», «Тонио Крегер», «смерть в Венеции»

-в центре-судьба художника

-расцвет декадентского искусства

-болезненность,упадок искусства

-противопоставление севера-юга, Германии-Италии, Слухового восприятия(музыка)-зрительного(живопись,скульптура)

6 июня 1875 года в городе Любек в Германии в семье удачливого купца родился Пауль Томас Манн, писатель-эссеист, обладатель Нобелевской премии в области литературы.



В 1891 году, после смерти отца, семья Манна перебирается жить в Мюнхен. В 1898-1899 годах писатель редактирует журнал сатирической направленности «Симплициссимус», служит в течение года в армии и начинает выпускать свои первые новеллы. Популярным Манн становится в 1901 году после выхода его романа «Будденброки».



В 1905 году состоялось бракосочетание Томаса Манна и Кати Прингсхайм, у семейной пары родилось шестеро детей, трое из которых по примеру отца тоже стали литераторами.



Во время первой мировой войны писатель является её сторонником, выступает против пацифизма и реформ в обществе. В 1924 году свет увидел новый, ставший очень популярным, роман «Волшебная гора». В 1929 году писатель за своё произведение «Будденброки» удостаивается Нобелевской премии.



В 1933 году, после прихода в Германии к власти нацистского правительства, Манн эмигрирует в Цюрих. В 1936 году его лишают немецкого гражданства, и Манн становится гражданином Чехословакии, а через два года он переезжает в США и преподаёт в университете Принстона.



В 1949 году он посещает и ФРГ и ГДР. В 1955 году, 12 августа писатель умер от атеросклероза в швейцарском Цюрихе.



проблему» взаимоотношения искусства вообще и жизни вообще, а не как определенный исторический этап общественного раз¬вития.

Такое сужение и искажение этой про¬блемы приводит к представлению об отчужденности искусства от жизни, о враждебности искусства жизни.

Конфликты, возникающие в человече¬ской жизни в связи с таким представле¬нием об искусстве, изображены многими выдающимися писателями второй поло¬вины XIX века.

Наиболее значительные ранние новел¬лы Томаса Майна непосредственно свя¬заны с этой проблемой.



Позиция Томаса Манна как художника весьма интересна и оригинальна. По¬степенно создавшаяся отчужденность искусства от жизни являлась и для него несомненным фактом. И истинные исто¬рические и общественные причины этого отчуждения были в то время так же мало понятны Томасу Манну, как до не¬го Флоберу, Бодлеру и Ибсену.



Но Томас Манн относится к этому вопросу менее трагически, менее фата¬листически, чем его предшественники во всяком случае он не всегда относится к этой проблеме трагически и фатали¬стически, и менее всего в своем замеча¬тельном раннем произведении — новелле «Тонио Крёгер». В ней герой искрен¬не и страстно возмущается типом художника, который гордо устраняется от жизни. Крёгер тоже считает отчужден¬ность художника от жизни непрелож¬ным фактом. Ведь его собственная био¬графия, — сжато и мастерски рассказанная Томасом Манном, - ничто иное как история отчужденности.



Правда, Тонио Крёгер особенно под¬черкивает, что уже с ранней юности не он удаляется от жизни, а жизнь устра¬няет его от участия в ней, Тонио Крёгер проникнут страстным, неутолимым стремлением к общению с обыкновен¬ными средними людьми. Еще мальчи¬ком он пытается подружиться с просты¬ми, шаловливыми, увлекающимися спортом детьми. Он влюбляется в ве¬селую, разговорчивую белокурую де¬вочку, которая совершенно не интере¬суется тем, что увлекает его. Любовь его так и остается без ответа. Отноше¬ние к нему людей заставляет его уйти в себя, предпочесть одиночество, а позднее отдаться художественному творчеству.



Но тоска остается. И эта тоска яв¬ляется основной, характерной чертой умственного и художественного облика Тонио Крёгера. С нею связано для не¬го противоречие между искусством и жизнью. В беседе со своей приятельницей он совершенно точно объясняет, что он понимает под словом «жизнь». «Не думайте о Цезаре Борджиа или о какой-нибудь хмельной философии, подни¬мающей его на щит! (намек на жизненную философия Ницшк – Г.Л.). Для меня он ничто, этот Цезарь Борджиа, я ничего не дам за него и вообще никогда не пойму, как можно исключительное и демоническое возводить в идеал. Нет, «жизнь», вечным контрастом про¬тивостоящая интеллекту и искусству... не как необыкновенное предстает она нам, необыкновенным; напротив, нормальное, пристойное и приветливое есть область нашей страстной тоски — жизнь во всей ее соблазнительной банальности».



Это признание Тонио Крёгера очень важно. Оно, с одной, стороны, подни¬мает всю проблему искусства и жизни на большую высоту, чем, например, у Ибсена. С другой стороны, оно дает нам ключ к пониманию всего развития Томаса Манна.



Когда Тонио Крёгер заканчивает свою «исповедь», русская художница, Елизавета Ивановна, отвечает ему, и от¬вет ее очень интересен. Она говорит: «Решение состоит в том, что вы, вот такой, как вы здесь сидите, просто-на¬просто обыватель... Вы — обыватель на ложных путях, Тонио Крёгер, заблу¬дившийся обыватель».



Эта беседа ясно указывает, как глубо¬ко ставит проблему искусства и жизни Томас Манн. Тонио Крёгер рассматри¬вает свою судьбу, судьбу художника, свое отречение от жизни уже не так, как это делали Сольнес и Рубек, то есть не как результат абстрактно взятого взаимоотношения искусства вообще к жиз¬ни вообще, а как общественную проблему. Томас Манн не придер¬живается современного, свойственного анархической богеме, воззрения, будто изображенное в этой новелле «одиноче¬ство художника» означает действитель¬ный отказ от буржуазного понимания жизни. Он отдает себе отчет в том, что его художник, живущий только самим собою, остается представителем буржуа¬зии. Трагедия художника у Томаса Ман¬на разыгрывается в пределах бур¬жуазного общества.



Но тем самым вопрос этот осложняет¬ся. У Томаса Манна тотчас возникает следующий вопрос: что такое буржуа? Поскольку в этой новелле изображает¬ся только страстное стремление Тонио Крёгера к жизни (к жизни, неразрыв¬но связанной с его классом, с буржуа¬зией) и поскольку все происходящее рас¬сматривается с точки зрения этого страстного стремления, ответ кажется простым и ясным. Белокурый мальчик и белокурая девочка, которые, не заду¬мываясь ни над чем, болтают и танцуют, не задумываясь ни над чем вы¬полняют свои обычные, повседневные обязанности, — это и есть буржуазия. Когда же Манн вплотную сталкивается с жизнью все становится для него зна-чительно сложнее. В первом большом романе Томаса Манна «Будденброки» Герда, жена корректного буржуазного сенатора Томаса Будденброка, несколь¬ко эксцентричная художница, проникается живой симпатией к брату своего мужа, Христиану, полуопустившемуся, эксцентричному, похожему на предста¬вителя богемы. Манн объясняет эту симпатию тем, что Христиан настолько буржуазен, как и сам Томас. И в даль¬нейшем, при объяснении между братья¬ми, когда Христиан упрекает старшего брата в том, что личность его скована буржуазными семейными традициями, тот признает, что упреки эти до неко¬торой степени правильны и обоснованы. Он тоже выполняет свои буржуазные обязанности не по доброй воле (а по классовому инстинкту). Но, чтобы не превратиться в опустившегося бродягу, он насилует себя, заставляет себя вести так, как подобает буржуа.



Томас Будденброк — буржуа по убе¬ждению; Тонио Крёгер — буржуа, сбив¬шийся с пути, тоскующий по буржуа¬зии. Где же видит Томас Манн истин¬ного буржуа, «нормального» буржуа?



В романе «Будденброки» дан на это ясный ответ: в прошлом. Тогда, когда буржуа был еще кровно связан с вели¬кими традициями буржуазной культу¬ры. Конечно, Томас Манн изображает и современных настоящих буржуа. Но у них мало общего с терзаемым тоской Тонио Крёгером. Грубый эгоизм, без¬душное делячество современных капита¬листов, беспощадность, готовность сту¬пать через трупы не только в деловой, но и в частной, личной жизни ради при¬хоти и каприза, — все это имеет очень мало общего с такими образами тоскую¬щих буржуа, как Томас и Тонио, и с мировоззрением самого Томаса Манна (вспомним новеллы: «Луисхен», «Маленький господин Фридман» и др.). Где же истинные буржуа Томаса Манна?



Ha этот вопрос Томас Манн пытался ответить в течение всей своей жизни, и потому проблема противоречия между искусством и жизнью приобретает его творчестве общественно-критический и гуманистический характерен именно по¬тому, что он в течение всей своей жиз¬ни страстно искал этого буржуа, но, как честный писатель, изображающий толь¬ко то, что действительно видит, никог¬да не мог найти его, — именно поэтому косвенным образом дает он уничтожа¬ющую гуманистическую критику капита¬листической культуры.



Трагическая оторванность современ¬ного художника от жизни предстает, как некий социальный рок. Настоящий, честный художник не хочет быть отор¬ванным от жизни. Художник Томас Манн по своему темпераменту, по свое¬му мировоззрению далеко не револю¬ционер. Но жестокость и узость буржу¬азной жизни обрекает его на одиноче¬ство, заставляет его, если он хочет остать¬ся художником, уйти из буржуазной сре¬ды. Но при этом он еще не порывает связи со своим классом, с буржуазией, не отказывается от буржуазного миро¬воззрения. Напротив, страстная мечта о простой, не разъедаемой сомнениями, крепко стоящей на ногах и, вместе с тем, не варварской и не тупой буржуазии пронизывает его ранние произведения.



Из всех выдающихся гуманистов на¬шего времени Томас Манн наиболее .медленно и с наибольшим трудом отхо¬дит от мировоззрения и от предрассудков, связанных с его происхождением и развитием. Некоторые исторические основы этих предрассудков рассмотрены мною в особой статье («Страдание и ве¬личие художника»—«Литературный кри-тик. 1935 г., № 12).



Изданные теперь новеллы Манна по¬казывают, как медленно совершался процесс отхода писателя от буржуазии. Но в то же время мы видим, что этот процесс ведет свое начало с первых лет творческой деятельности Томаса Майна. Вот почему его теперешнюю критику капиталистическо¬го, фашистского варварства следует рассматривать не как внезапный поворот, а как неизбежный результат сложного, противоречивого развития художника и человека.



Жизнь и искусство, буржуазность и красота, действительность и мечта—все в больном буржуазном обществе, в этой атмосфере распада напоено тоской, все имеет свои глубокие социальные корни, все противоречиво и, вместе с тем, мно¬гочисленными нитями связано одно с другим. Этими сложными, переплетаю¬щимися взаимоотношениями объясняет¬ся реалистическая и все же постоянно склоняющаяся к гротеску, к поэтической фантастике ирония новелл Томаса Ман¬на, никогда не имеющая открытого, гру¬бого характера.



Этой иронией без сентиментальности озарен рассказ о судьбе разбитого жизнью, слабого и искалеченного чело¬века—«Маленький господин Фридман». Эта ирония дает возможность Томасу, Манну изображать такие тонкие и в то же время острые трагикомедии на тему о судьбе художника, как «Тристан», как новелла «Смерть в Венеции». Ирония помогает Томасу Манну легко и правдиво изображать различные ти¬пы авантюристов и филистеров.



Многие из реалистических новелл Майна проникнуты романтическим ду-хом, фантастикой (напомним новеллу «Платяной шкаф»). Замечательные переходы от мечты к действительности, своеобразная, ироническая поэтизация повседневной жизни напоминает, не¬смотря на все стилистические различия, новеллы романтиков. И это не случай¬но. Ибо в романтической поэзии впер¬вые нашло выражение, как важная со-ставная часть мировоззрения, противо¬речие между искусством и жизнью.



В новеллах Томаса Манна, ориги¬нальных по форме, актуальных по тема-тике, отражено наследие более чем сто¬летнего развития. В них своеобразными и, вместе с тем, типичными художе¬ственными приемами вскрыт целый комплекс проблем, имевших решающее значение для всей буржуазной литера¬туры прошлого века, в особенности второй половины этого века. Таким образом, эти новеллы—не только высо-кохудожественные литературные произ¬ведения, но и культурные и исторические документы непреходящей ценности.