SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Художественный мир Кафки.Новеллистика.Тема абсурдности бытия и способы ее раскрытия. -давящий гнет отца от которого Кафка не мог избавиться -право в пражском университете -еврей -чужды коммерческие интересы отца -романы и новеллы-фантастическая хроника,нарушаются общепринятое,взрыв общественного порядка -попытка оправдания становится признанием вины -каждый персонаж-сам себе судья -отторжение человека от людей -провидел фашизм -идея важнее человека -гениальный интеллект может принести вред человечеству -локоничность -произведения-конструкция -минимум предметов и характеристик современного мира -чем бесстрастнее стиль,тем трагичнее образ -схема строится по законам сновидения(сны-кошмары) - «вина всегда найдется» -сложно определять время и место действия -приемы,связанные с нарушением пропорции:гротеск,гипербола -писал пророческую книгу об отчуждении человека,об отчуждении духовной субстанции художника от его телесной оболочки. -мир духовного и мир вечного параллельны -осознание пограничности своего положения мучительно ибо это осознание-одиночество -человек деперсонализируется до вещи ведущей к псевдобытию, либо переходит в небытие -незавершенность произведений,фрагментальность -творчество-способ выражения видения мира и этика философских размышлений над судьбой человека в обществе -очерчены границы внутреннего мира героев -закон ограничивает все незримыми предписаниями -закон всемогущ,делает человека жертвой узаконенного произвола -иирационализм-фундамент бытия и мира Кафки -бюрократический абсурд-логика этого мира -принципиальное унижение человека -понятие справедливости противоречит понятию закона -сам закон строится на унижении и несправедливости -противоречность между личностью и функцией определяют конфликт ряда произведений -человек осознает себя частью системы и принимает как должное правила закона ее существования -назнание законов рождает согласие им подчиняться -Йозеф,Грегор Замза,офицер принимают любой произвол и насилие закона над своими судьбами -закон безличен,не признает исключений,абсолютен и универсален -промысел божий обрел канцелярский облик -выражение трагедии через повседневность -2мира:повседневной жизни и фантастики -унижение индивида,бессилие КАФКА, ФРАНЦ (Kafka, Franz) (1883–1924), австрийский писатель. Родился 3 июля 1883 в Праге. В 1906 окончил юридический факультет Пражского университета. Хрупкий, с пронзительными взглядом, Кафка постоянно занимался самобичеванием, страдал депрессиями и глубоким комплексом неполноценности по отношению к отцу, в письме которому (неотправленном) признавался: «Это [литературное творчество] было намеренно оттягиваемое прощание с тобой». Еврейство изолировало Кафку от немецкоязычного сообщества; поскольку же родным языком для него был немецкий, чешское население Праги также не принимало его, и эта объективная безысходность вкупе с трудным характером препятствовало его общению с другими людьми. Сравнительно малая часть произведений Кафки завершена, и сравнительно немногое опубликовано при жизни. Бóльшая часть прижизненных публикаций вошла в том Рассказы (Erzählungen), в том числе новеллы Кочегар (Der Heizer, 1913), Приговор (Das Urteil, 1913), Превращение (Die Verwandlung, 1915) и В исправительной колонии (In der Strafkolonie, 1919). Другие произведения, опубликованные при жизни, вошли в сборники Описание одной борьбы (Beschreibung eines Kampfes, отрывки опубл. в 1909), Созерцание (Betrachtung, 1913), Сельский врач (Ein Landarzt, 1919) и Голодарь (Ein Hungerkünstler, 1924). Остальные произведения Кафки посмертно опубликовал его биограф М.Брод вопреки желанию автора уничтожить их: два незавершенных романа – Процесс (Der Prozess, 1925) и Замок (Das Schloss, 1926), незавершенный роман Америка (Amerika, 1927), еще два незавершенных романа, ряд рассказов и фрагментов, а также Письмо отцу (опубл. 1966), раскрывающее сокровенные стороны его жизни и искусства. Романы и рассказы Кафки в большинстве завораживающе увлекательны, порой извращенно жестоки, нередко производят тягостное впечатление. Стиль прозрачен, непритязателен; повествование необычайно плотно, целостно. Однако пассажи-просветы рассеивают мрак пугающего лабиринта и на миг приоткрывают замысел автора. Безусловно, можно с легкостью абстрагироваться от позитивного финала таких рассказов, как Приговор или Превращение, хотя последний заканчивается утверждением доброты жизни, которая контрастирует с муками центрального персонажа. Процесс завершается утверждением, что самоубийство – единственный возможный конец человеческой жизни, который по-настоящему радует Бога. Однако в Замке, пожалуй, ярче всего проглядывает «струящееся солнце». Существуют и совершенно иные трактовки этого произведения. Даже те, кто допускает религиозную идею, рассматривали роман как отчет о поисках, ошибочных с самого начала. Большей частью это история повторных разочарований человека, домогающегося того, чтобы некая высшая инстанция дала ему подтверждение его веры в себя и собственное призвание; поскольку же до этой инстанции ему не докричаться, роман вполне пессимистичен. С другой стороны, дискутировался вопрос о том, что капитуляция героя означает не только смирение перед неудачей: она дает ключ к более милосердному исходу, обещанному в последних главах. Перестав желать верховного подтверждения, герой черпает поддержку в глубинах собственного «я». Умер Кафка в Кирлинге близ Вены 3 июня 1924. |