SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Будущее науки




Любые идеи о будущем, даже если они хорошо обоснованы и весьма правдоподобны, обречены остаться на уровне прогно¬зов. Глав¬ный фактор— информационно-технологический бум. Мы под¬ходим к созданию «сетевого общества», в котором люди будут связаны между собой так, как никогда ранее». Новое сетевое об-щество может походить как на большой иерархически организо¬ванный муравейник, так и на общество свободных людей. Для нынешнего этапа развития культуры характерно возрас¬тание интереса к мистическим учениям и магическим практи¬кам, очередная, уже не первая по счету, волна ремифологизации захлестнула современный мир. В.С. Степин предлагает различать класси¬ческую, неклассическую и постнекпассическую формы рацио¬нальности и соответствующие им типы науки. Классическая рациональность связана с такими способами постижения дей¬ствительности, при которых субъект полностью исключается из системы познания. Классическая рациональность имеет уста¬новку на объективированное познание действительности, при котором влияние человека на познавательный процесс не учиты¬вается. Классическая рационалистическая парадигма рассматри¬вает науку как абсолютное знание, существующее вне какого-либо социокультурного контекста. Неклассическая рациональность характеризуется осознани¬ем неустранимого влияния познавательных средств на объект и процесс исследования. Неклассическая рационалистическая па¬радигма учитывает влияние человека на познавательный про¬цесс, однако по-прежнему не осознается социокультурная, миро¬воззренческая обусловленность научного познания. Постнеклассическая рациональность связана с пониманием неразрывной связи между ценностно-смысловыми структурами сознания познающего субъекта и характером его познавательной активности. Человек влияет на результаты познания в силу на¬личия у него специфических ценностных установок, которые формируются с опорой на вненаучный контекст. Таким образом, в рамках постнеклассической парадигмы осознается связь по¬знавательной деятельности, в том числе и научной, с социо-культурным контекстом, в котором эта деятельность осуществ¬ляется. Требование учета и истолкования ценностей становится предпосылкой получения объективных знаний о мире. Для пост-неклассической науки характерно развитие междисциплинарных комплексных исследований, направленных на решение не столько внутринаучных, сколько внешних для науки экономи¬ческих, социальных, политических и культурных задач. Совре¬менная постнеклассическая наука рассматривает мир как единое изменяющееся целое, законы которого одинаковы на всех уров¬нях. Естествознание из ценностно-нейтрального знания, каким оно представляло себя на протяжении нескольких веков, превра¬щается в аксиологически ориентированное, предполагающее введение этических, эстетических и т.п. норм в научное иссле¬дование. Сейчас наука находится на постнекласси¬ческой стадии развития и совершенно определенно можно ска¬зать, что на смену постнеклассической науке со временем при¬дут иные формы. Научное знание носит исторический характер, оно изменяется вместе с развитием культуры. Поэтому следует говорить не об исчезновении или умирании науки, а о ее транс¬формации. Возможно, мы стоим на пороге новой научной рево¬люции, следствием которой станет радикальное изменение на¬ших представлений о мире, новый прорыв человеческого духа.