SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Когнитивная природа творчества журналиста. Определение понятий дискурс и медиадискурс. Дискурс 1.Текст, где очень важна стратегия текста. Впервые по отношению к рекламе (1952, Хэррис) 2.Передача познавательного содержания (когнитивного), вкладываемого адресантом адресату через текст в его лингвистическом воплощении, изложенных в нём определённых стратегий подачи информации. 3.Когнитивный процесс, отражение мышления средствами конкретного языка с учётом экстралингвистической реальности. Дискурс – сложное коммуникативное явление, включающее экстралингвистические факторы, сопровождающие процесс коммуникации(социальный контекст, особенности пространства и распространения информации, культурно-идеологический фон. Публицистический дискурс – парлингвистическая, в том числе оценочное и фактическая направленность, насыщенность экспрессивно-эмоциональными компонентами (как в речевых средствах, так и в проявлениях поведения). Политический – разновидность публичного, где непременным компонентом служит речевая составляющая. Компоненты дискурса: 1. Коммуникативное намерения автора (ради чего я это пишу?) 2. Взаимоотношение автора и адресата (ради кого?) 3. Всевозможные «обстоятельства» (значимые и случайные) 4. Общие идеологические черты и стилистический климат эпохи, среды. Личности-получателя сообщения 5. Жанровые и стилевые черты как самого сообщения, так и той коммуникационной ситуации, в которую оно включено (путешествие требует жанра репортаж и т.д.) 6. Множество ассоциаций с предыдущим опытом, попавших в орбиту данного языкового действия Характерные признаки либерального (профессионального) дискурса: 1.Полифония. Трансляция разных речевых партий без комментов и открытой оценки. Доверие каждому голосу. Уважение – признак либерализма и либеральных ценностей, стоящих за текстом. 2. Статусные номинации героев. Снятие эффекта персонажности, без масок «провокатор», «предтеча»… Герой соотнесён с реальным миром. 3. Цитация. (Сказал, заявил, считает) – полифония и внутри текста. Манипуляция – пересказ слов лица, с добавлением своих. Непрямая, неточная цитация. Политический дискурс: 1.Символичность мира. Использование основных знаковых систем (сторонник-противник Кремля, кровавый террор + политические символы: Москва, Белый Дом, инфо война) 2.Агрессивность, агональность: резкое деление на своих (+) и чужих (-). Форма их отношений – борьба. Языковая форма борьбы – инвектива, прозвища, ярлыки. 3.Мифологичность. Миф в полит дискурсе – эффективный инструмент конструирования реальности. (О миссии России, о Царе-батюшке и пр). 4.Прецедентность: опора на культурологический текст, связанный с дополнительными культурными надбавками. 5.Аксиологичность. Ярко выраженная оценочность. 6.Неопределённость смысловая. Идеологизация семантики слова: партия – локомотив истории, Медведь, Яблоко – понимаем, что важно, но не можем представить. 7.Метафоричность. Вместо прямой номинации. Всегда неточная, неясная. 8.Манипулятивность. Одна из технологий воздействия. Процесс из нескольких этапов: подготовка (разрушение псих защиты за счёт обращения к прошлому, к сакральным вещам (Русь, Крест. Бог) и воздействие на рациональную сферу (способность устанавливать логические связи). При манипуляции идёт трансформация картины мира через язык. Феномен – фетишизация языкового знака. Фетишизация языка – слово важнее, чем реальная картина, с которой оно соотносится. Фетиш – индивидуальный объект, предметом поклонения в связи с его магической силой, наделение особым смыслом объекта, заключающееся в том, что в отсутствие этого объекта невозможно реализовывать какие-то |