SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки СМИ о другом. Стереотипы и предубеждения против других в СМИ. Фиолетовые гос-ва – те, которые выбрали политику терпения и иммигрантам помогают материально. Когнитивная природа связана с оппозицией свои-чужие, мы-они. Ван Дэйк: любой текст основан на противопоставлении мы-они (мужчины и женщины, цвет кожи и пр.) Антиглобализм: мы – сохраняем нац-культурную идентичность, они – крупный международный капитал, пытающийся распоряжаться нашими ценностями. Хартли: поп-журналистика?? Всегда отрабатывает стратегию мы-они (глянец, таблоиды), мир – в терминах противоположностей (частное-общественное, иллюзия-реальность). Поляризация социального уровня. Идеологическая поляризация, мы +, они -, угроза. Там, где есть Мы и Они – текст всегда конфликтен. Использование «мы» в синонимическом ряду с «добром» автоматически ассоциирует Их со злом. (стилистика новостей в США об Ираке). Мы-Они – совокупность ценностей и идей, единая, а не бинарная концепция. Мы – сквозь призму Других. Уровни реализации: 1.Уровень идентификации (коммуникативного самоопределения). Коммуникация – вступление в диалог, позиционирование себя через другого. Выделение категории «они» на широком спектре критериев. М.б. и в прямой, и в имплицитной форме (For US they serve, Я не против юбок, но я бы её не надел (о Марининской литре). 2.Уровень номинации. (От Корсиканского чудовища до Его Императорского Величества). Используется в инфовойнах – войнах «терминов». Выбор способа номинации, который отражает расхождения в позициях идеологически конфликтующих сторон во взглядах на событие (по поводу теракта на Дуброве, США: повстанцы, Россия - террористы). Война терминов – языковое выражение групповой идентификации по устойчивой схеме «свои-чужие», причём стремление представить Своих в выгодном свете зачастую берёт верх над нормами новостной объективности. Политкорректность – стремление изменить представление о различных группах, внедряя новые номинации и лингвистические коды, устраняющие элемент дискриминации. 3.Уровень репрезентации. Из каких компонентов строится образ другого (имидж. Стереотипы в восприятии другого, медиа-образ (водка, медведь). Чаще – через культуру, типа рецензий на зарубежные фильмы. 4.Уровень коммуникации. Вводит нас в область межкультурного общения. Задачи: - какие принципы лежат в основе взаимодействия с представителями другой культуры: - препятствия на пути мультикультурного взаимодействия? - способы их преодоления? Знание Другого! Надо знать их намерения, даже террористов, цели. Приятие Несходства, на общем, соц-бытовом уровне! А то мы только говорим политкорректно, а думаем всё равно «понаехали тут»! Нужно со школы объяснять, как себя вести, чтобы не оскорбить представителей иных культур (1992 – «Универсальная академия культур», Париж). Зрелость любой культуры определяется тем, как определяют параметры несхожести. Чем выше развитие, тем эластичнее приёмы реагирования на инаковость. Принцип торга: любые отношения, не только эк, но и полит и культ строятся на том, что мы договариваемся, как и что понимать. Ключевые моменты новой глобальной ситуации: - деструктивные процессы, рост этноцентризма и расизма в гос-вах Европы и Северной Америки. Рост масштабов нищеты в Африке, страхи, тревоги, скепсис общества. - оптимизм новых властей «нового мирового порядка», которым прикрывается неспособность справиться с проблемами: нищеты в богатых странах, бытового расизма среди элит, культурного этноцентризма, положения женщин, дисбаланса в мировой торговле, неоколониализм, просто последствия колониализма. Дискурсивные стратегии правящих элит: 1. Поляризация (мы и другие) 2. обвинение других в социокультурных проблемах 3. Преимущественное освещение негативного круга тем иммиграции и её негативных последствия (наркотики, ранняя беременность, безработица, недостаточная адаптация к традициям и языку, преступность, социальная дезинтеграция (тарелочные кварталы в Голландии) и пр). 4. Представления доступа к СМИ в основном представителям белой элиты 5. Позитивная самопрезентация 6. критическое отношение к политкорректности и неприятие большинства действий по установлению этнического равноправия. |