SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Лирические необрядовые песни, их классификация, символика, композиция сюжета.


Обрядовая песня (в составе ритуалов) подразделяется на:

– календарно-обрядовую: колядки, подблюдные песни, масленичные, веснянки, егорьевские, волочебные, Семиковые-Троицкие, жнивные. Мифологическое устройство мира. Встречи масленицы, проводы и похороны. В разных регионах России – разные.

– песни обрядов перехода/ жизненного цикла: свадебная лирика, причитания, величальные песни, корильные, приговоры дружки на свадьбе; причитания – похоронные и поминочные; родильные величальные песни. Свадебная лирика – поет хор по ходу обряда, даются комментарии. Свадебные причитания (причет/ вопль/ плач) – речитатив, импровизация невесты или ее помощницы, как при похоронном обряде. Публичное исполнение! Свадебные велич. песни – после венчания – поются всем гостям. Полумифические, идеальные портреты жениха и невесты. Свадебные корильные песни – песни хулы. 2 рода, вступающие в свойственные отношения. Архаическое явление – Др. Греция, Скандинавия. Противоположны величальным. Приговоры дружки (заместителя жениха) – ритуальное обращение ко всем, речь-приговор. Раешный стих, рифмованная проза. Похоронная лирика – причитания: похоронные (до 40 дня, публично исполняются родственниками, знаменуя уход человека в иной мир) и поминочные (личные, как способ общения с умершим, импровизация). Родильные величальные песни (скрытые) – при обряде крещения. Магия, связанная с появлением ребенка. Угощение – публичное действо. Чествование бабки-повитухи и родителей.

Необрядовая лирика – пение, не рассчитанное на слушателей. Звук – посередине между поющими.

Голос:

– частые (частый ритм, в унисон, 2 полухория)

– частушка

– романс (конец XVIII – нач. XIX вв.) – из городских письменных лит. традиций. Простой музыкальный состав, 4 стиха, рефрен (поэтическая структура).

– протяжные – сложные многоголосные, слова почти невозможно услышать.

Песни, сопровождающие движение:

– трудовые (синхронизируют общее действие в артелях и др.): бойные, гребные и тягловые

– игровые – организуют игру, напр., “Ручеек”. Есть определенный сюжет.

– хороводные (танки/ корогодные от слова “город”) – на Пасху и Троицу, по престольным праздникам, поются девушками на выданье, в медленном ритме

– плясовые – быстрые, с переменой мест, короткие тексты.