SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Русский классицизм и его особенности. Ломоносов – создатель жанра программной оды.


Классицизм («образцовый») – это худ. стиль и эстетич. направление в европейской лит. и искусстве конца 17 – н.19вв. Одной из важных черт которых явл. обращение к образам и формам антич. лит. как идеальному эстетической литературы. Зарождается во Франции в к.17в.

Русский классицизм зарождается на 100 лет позже французского.

1) Более узкие хронологич. границы. Расцветает классицызм в 30-50гг.

2) Начинается не с оды, а с сатиры.

Исследователи по разному определяют философскую основу классицизма. Берков полагает, что основа – это рациональность + сенсуализм(чувства).

3) Источником сюжетов для русских писателей становится русская история, а не только античность.

4) Связь русского классицизма с просветительством. В это время в западной европе рационализм сменился просветительством (главная идея – идея внесословной ценности человека).

Эклектизм – смешение и рациональных и просветительских идей.

5) Он был тесно связан с др. р. литературы и фольклором.

6) Патриотическая и государственная идея характерная для классицизма в России получает активную худ. разработку. Отсюда вытекает – государственный пафос – это главный пафос произведений классицизма.

7) В рус. классицизме огромное место отводится наукам знанию (Ломоносовские оды). Особенно элементы классицизма встречаются в драматургии 19в.

Нормативные акты классицизма: 1) Система стихосложения ( Тредиаковский, Ломоносов). 2) Создание жанровой системы рус. лит. яз.( начинает заниматься Тредиаковский, а завершает Сумароков). 3) Реформа лит. яз. (Ломоносов).

Ломоносов вошел в историю русской литературы прежде всего как поэт-одописец. Современники называли его российским Пиндаром. Ода — лирический жанр. Она перешла в европейскую литературу из античной поэзии. В русской литературе XVIII в. известны следующие разновидности оды: победно-патриотическая, похвальная, философская, духовная и анакреонтическая. В системе жанров русского классицизма ода относилась к «высоким» жанрам, в которых изображались «образцовые» герои — монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания. В большинстве случаев ода состоит из строф с повторяющейся рифмовкой. В русской поэзии чаще всего имела место десятистишная строфа, предложенная Ломоносовым.

Ломоносов начал с победно-патриотической «Оды на взятие Хотина». Она написана в 1739 г. в Германии, непосредственно после захвата русскими войсками турецкой крепости Хотин, расположенной в Молдавии. Гарнизон крепости вместе с ее начальником Калчакпашою был взят в плен. Эта блестящая победа произвела сильное впечатление в Европе и еще выше подняла международный престиж России. В оде Ломоносова можно выделить три основные части: вступление, изображение военных действий и прославление победителей. Картины боя даны в типичном для Ломоносова гиперболизированном стиле с массой развернутых сравнений, метафор и олицетворений, воплотивших в себе напряженность и героику батальных сцен. Луна и змея символизируют магометанский мир; орел, парящий над Хотином, — русское воинство. Вершителем всех событий выведен русский солдат, «росс», как называет его автор. О подвиге этого безымянного героя Ломоносов пишет с восхищением:



Крепит отечества любовь

Сынов российских дух и руку:

Желает всяк пролить всю кровь,

От грозного бодрится звуку.



Напряженность, патетический тон повествования усиливается риторическими вопросами, восклицаниями автора, обращенными то к русскому воинству, то к его неприятелю. Есть в оде и обращение к историческому прошлому России. Над русским воинством появляются тени Петра I и Ивана Грозного, одержавших в свое время победы над магометанами: Петр — над турками под Азовом, Грозный — над татарами под Казанью. Такого рода исторические параллели станут после Ломоносова одной из устойчивых черт одического жанра.