SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

4 Элементы диалектики в учении Гераклита Эфесского и Зеноно Эллейского


Гераклит (<544/540/535> –< 483/480/475> г.г. до н.э.) Общей идеей раннегреческой философии (которая развивалась как философия природы – натурфилософия) являлась идея первоосновы мира – архэ, – которая мыслилась как субстанциально-генетическое начало (одновременно и принцип, и стихия, порождающие все).

В VI в. до н.э. противоположные по сути концепции первоосновы были сформулированы Гераклитом и ПарменидомИтак, сутью учения Гераклита является диалектика. Ее основные идеи:



мир есть единство противоречивых сущностей – противоположностей; противоположности изначальны и вечны, они ничему не предшествуют и ничему не наследуют;

противоположности – не условие развития, а его источник, т.к. кроме них ничего нет:

все, что существует – существует только в противоположностях;

все происходит в мире благодаря тому, что противоположные стихии смешиваются, борются.

Учение Гераклита о противоположностях – диалектику – называют законченной теорией. Ее основные положения реконструируются из сохранившихся фрагментов Гераклита:



противоположности существуют в единстве; каждое конкретное сущее – единство противоположностей;

противоположности соотносительны (невозможны друг без друга);

<поскольку противоположности существуют в единстве и соотносительны, то> они становятся тождественными (но тождественными не в смысле одинаковыми, а в том смысле, что существуют, проявляясь только друг через друга);

<поскольку противоположности существуют в единстве, соотносительны и в силу этого тождественны, то> они неизбежно борются между собой (борьба – не отрицательная сила, а источник движения, творческий принцип);

борьба противоположностей разрешается гармонией, но в равновесии противоположности сближаются, и борьба разгорается с новой силой.

Таким образом, способ существования бытия – изменение, становление, порождаемое борьбой противоположных элементов каждого единства.

В контексте своего миропонимания Гераклит – одним из первых философов – высказывает общие соображения о человеке, его поведении и познании.

Учение о человеке (впоследствии – антропология) и принципах его поведения (впоследствии – этика) сводятся у Гераклита к трактовке им природы человеческой души. Гераклит рассматривает душу как смесь воды и огня, в которой огонь – благородное начало, вода – низменное. Душу, исполненную огня, он называет сухой. Возможно, в его понимании это передает качества собранности, активности, разумности. Влажная душа – это душа опьяненная, безвольная или охваченная безумием.

Гераклит признает, т.о., дуализм души и тела. Возрождая идеи орфиков, он говорит о том, что телесная жизнь есть умерщвление души, а смерть тела вызывает к жизни душу. Вслед за орфиками Гераклит верит и в посмертное воздаяние.

Концепцию знания (впоследствии – гносеология) Гераклит строит на утверждении, что душа соприродна Логосу, т.е. разумна. Он различает два логоса: объективный, космический Логос (миропорядок, разумность мира) и субъективный, индивидуальный логос – человеческий разум. Малый логос как бы «впитывает» в себя (постигает) космический Логос (порядок) и этим обогащается. В постижении космического Логоса и состоит последняя цель познания. Оно начинается с чувств, и чувства не обманывают человека, но – дают лишь поверхностное знание. Истинное знание человек получает, размышляя над чувственным опытом. Высшая ступень познания – разумное познание; истину постигает лишь логос. (До Гераклита истину искали в вещах).



Диалектика [греч. ?????????? (?????) – искусство вести беседу, спор, <сопоставлять, сталкивать противоположное>, от ?????????? – веду беседу, спор] – учение о реальности как внутренне противоречивом, постоянно развивающемся и взаимосвязанном целом; метод исследования реальности путем выявления отдельных ее характеристик, их сопоставления, выявления их неполноты и обнаружения их более глубокой общей основы (т.е. путем выявления и снятия противоречий).