SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

ПРАГМАТИЗМ КАК СИНТЕЗ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ ЗАПАДА

Прагматизм — воззрение, которое видит наиболее яркое проявление человеческой сущности в действии, и ценность или отсутствие ценности мышления ставит в зависимость от того, является ли оно действием, жизненной практикой. Основные идеи прагматизма впервые высказал Пирс. Статьи Пирса «Как сделать наши идеи ясными», «Определение веры» послужили первоисточником прагматизма. Философские воззрения Пирса сочетают 2 противоположные тенденции: позитивистскую и объективно-идеалистическую. Он отрицал врожденные идеи и интуитивное познание. Он утверждал, что исходным пунктом познания выступает видимость. Понятие об объекте можно достигнуть лишь путём рассмотрения всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом. Наше знание об объекте всегда является незавершённым и опровержимым, гипотетичным. Он опровергал механистический детерминизм и отводил большую роль «творчеству случайного» в движении и развитии сущего. Дух не только рационализирует мир, но также вносит в него любовь и гармонию, неотделимую от творческой свободы. Истина — ясное, отчётливое, непротиворечивое на данной стадии развития знания. Истинность знания является надёжным условием результативной практики. Полезность определяет значение истины, её надёжность. Высшее воплощение духа — Бог, к которому человек обращён всеми своими духовными силами — чувством совершенства, любовью и верой. Рациональные доказательства бытия Бога бесполезны, в поведении человека всегда есть рационально необъяснимый, непознаваемый «остаток», направляемый верой. Согласно Джемсу, философ ищет такой мир, который подходил бы к его темпераменту, и поэтому верит в любую соответственную картину мира. Воззрения Джемса являют собой своеобразное сочетание эмпиризма с идеалистическими и мистическими тенденциями. Джемс отрицал существование бессознательного начала в нашей душевной жизни и отстаивал идею единства душевной жизни, борясь против атомистического, внутри-себя-расчленённого её понимания. Огромной заслугой Джемса является стремление устранить механистические представления из учения о душе. Он приписывал сознанию такие основные признаки: всякое состояние сознания является состоянием определённой личности, в сознании происходит постоянная смена его состояний и он непрерывен; сознание есть активное начало, выбирающее из различных состояний какое-либо определённое. В теории познания Джемс исходит из признания исключительной значимости опыта. В своих исследованиях он обращается к конкретному. По Джемсу, истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поступков. Прагматисты обвиняли всю прежнюю философию в отрыве от жизни, в абстрактности и созерцательности. Ось мира проходит через эгоистические центры человека. Идея Бога истинна. Джемс считал, что люди могут быть счастливы, исходя из того, что вера в Бога помогает им быть счастливыми. Джемс защищал принцип свободы воли и идею бессмертия души. По мысли Дьюи, философия возникла из социальных напряжений и стрессов. Поэтому задачи философии заключаются в такой организации жизненного опыта, который способствовал бы улучшению образа жизни людей. По Дьюи, истинны те идеи, концепции и теории, которые являются результативно-выгодными, успешно работают в жизненно важных обстоятельствах, ведут к достижению прагматических целей. Познание есть инструмент приспособления человека к окружающей среде.