SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

СИСТЕМА НАУКОУЧЕНИЯ ФИХТЕ

Фихте - немецкий философ, деятель немецкого классического идеализма. Фихте выступал с критикой сословных привилегий, ратовал за объединение Германии и отмену феодальной раздробленности. Подчеркнул значение «практической» философии. Предпосылкой «практической» философии считал научно разработанную теоретическую систему, а именно науку о науке - «наукоучение». В основа «Наукоучения» лежит теория субъективного идеализма. Фихте отбросил учение Канта о «вещи в себе» и пытался вывести все разнообразие форм познания из одного субъективно-идеалистического начала. Это начало состоит в том, что философ полагает некий абсолютный субъект, который он наделяет бесконечной активной деятельностью и который творит мир. Фихтевское исходное «Я» не индивидуальное «Я», но и не субстанция, а нравственная деятельность сознания. Из этого мистического исходного «Я» Фихте выводит отдельное «Я», под которым он понимает ограниченный человеческий субъект. Отсюда Фихте заключает, что теоретическая философия, положив начало «Я» и «не-Я», противополагает их друг другу в пределах того же исходного абсолютного «Я» - как результат его ограничения. Следуя этому своеобразному методу «полагания», «противополагания» и «синтезирования», Фихте развил систему категорий бытия и мышления. Метод Фихте, в котором развиты некоторые черты идеалистической диалектики, называется «антитетическим». Органом разумного познания Фихте признавал «интеллектуальную интуицию». В этике центральным вопросом для Фихте стал вопрос о свободе. Фихте видит в свободе действие, основанное на познании непреложной необходимости. Фихте ставит степень свободы, доступную людям, в зависимость от исторической эпохи, к которой принадлежит индивид.