SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАНТА Согласно Канту, источником всех наших представлений или чувств является разум. Кант определяет, каким мир является на самом деле. Мир рассматривается как феноменальное существо времени и пространства, но время и пространство не существуют сами по себе, это всего лишь субъективные условия, изначально присущие человеческому уму и координирующие чувственные восприятия предметов. В ноуменальном мире времени и пространства нет. Свою гносеологическую концепцию Кант изложил в работе «Причина чистого разума». Всякое знание начинается с опыта, но не сводится к нему. Часть нашего знания порождена самой познавательной способностью и носит доопытный характер. Эмпирическое знание единично и случайно. Априссориум Канта заключается в том, что познающий субъект располагает определёнными сложившимися до него формами познания. Кант различал аналитические и синтетические субстанции. Понятие «тело» уже содержит в себе признаки протяжения. Суждение «вчера шёл дождь» синтетично. Аналитические суждения имеют помнительный характер. Синтетическое расширяет наши знания. Понятие причинности нельзя вывести из опыта, оно включается в рассудительную. деятельность и связано с чисто человеческим характером. Кант различает понятие «трансдентальный» и «трансцендентный»: 1. указал на возможность конструкций нашей познавательной способности самих условий опыта; 2. говорит о выходе за пределы возможного опыта, вещи в себе трансцендентны для нашего познания. Кант подчёркивал, что грань опыта постоянно расширяется, но они не могут исчезнуть горизонтально, сколько бы мы к нему не приближались. Верить в науку нужно, но не следует переоценивать её возможности. Вещь в себе воздействует на нашу чувственность. Существуют 2 априорные формы чувственности: пространство и время. Пространство систематизирует внешние ощущения. Время упорядочивает внутренние. Кант кардинально изменяет взгляд на познавательный процесс. Предмет сообразовывается с нашими познавательными возможностями. Рассудок имеет дело с понятиями, связан со сферой науки и осуществляет познавательный синтез. Разум выполняет регулятивную функцию. Он связан с идеями, которые не имеют адекватного предмета в нашем созерцании. Функция рассудка констатутивна. Разум очищает и систематизирует наше знание. Разум, пытаясь охватить мир в целом, сталкивается с противоречиями, которые оказываются одновременно истинными. У Канта человек выступает в 2 измерениях: феномен (часть чувственно-рассудительного мира) и ноумен (существо сверхчувственное, трансцендентное). Свою этическую концепцию Кант изложил в работе «Критика разума». Он утверждал принцип самостоятельн6ости и самоценности нравственных принципов. Человек поясняет свой нравственный горизонт и к нему ведут его поступки. Здесь Кант, рассматривая сферу практической деятельн6ости, уходит от умозрительного конструирования. Нравственный поступок — следствие категоричного императива. Именно долг, а не мотив или склонность делают поступок моральным. Быть личностью — значит реализовывать своё самосознание в поведении. Кант стремился построить этику на строго формальных началах, что стало основным моментом критики в иррациональной концепции. |