SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА ФИЛОСОФИИ ПОНЯТИЕ БЫТИЯ

Ксенофана из Колофона можно считать идейным предшественником элейской школы. Богом Ксенофан считал мир по всей его целостности. Он понимает бога как сущее, отличное от людей. Бог у него, таким образом, становится понятием, символизирующим неограниченность и бесконечность материального мира. При этом универсальное бытие понимается им как вечное и неименное, что сообщает его философии черты неподвижности. Наряду с абстрактным единством допускаются и проявления многообразия мира. Ксенофан признает изменение и движение только как возникновение и гибель мира, понимая его как внутренне неизменную целостность. Основателем элейской школы был Парменид. Основным для Парменида является наука о бытии, о сущем. У Парменида имеется также отрицание «сотворения» сущего, утверждение его вечности. Сущее не только вечно в своем существовании, оно также и неизменно. Из области бытия Парменид полностью исключает движение. По Пармениду, не-сущее не существует. Все, что существует, есть сущее, которое есть всюду, во всех местах, и поэтому оно не может двигаться. Хотеть нечто переместить означало бы либо поместить его на место другого сущего, а это невозможно, так как одно сущее уже там находится, либо поместить его на место, где ранее было не-сущее, но, как вытекает из ранее сказанного, не-сущее не существует, поэтому и этот вариант отпадает. Отсюда сущее является наполненным и неподвижным. Бытие имеет материальный характер, но из него исключены изменение, движение и развитие. Чувственное познание дает нам лишь образ кажущегося состояния вещей, и с его помощью нельзя постичь их подлинную сущность. Истина постигается лишь разумом. Он рассматривает чувственный мир лишь как мнение. Зенон отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего. Сущее имеет материальный характер. Все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием. Наиболее известным изложением элейского отрицания движения и постулирования неизменности и неподвижности сущего являются апории Зенона, доказывающие, что если допускается существование движения, то возникают непреодолимые противоречия. Первая из апорий названа ДИХОТОМИЕЙ (деление пополам). В ней Зенон стремится доказать, что тело не может сдвинуться с места. Второй апорией Зенона является АХОЛЛЕС. Эта апория показывает, что самый быстрый из людей не сможет никогда догнать самое медленное создание, если оно вышло в путь раньше его. Эти логические конструкции показывают противоречивость движения и находятся в видимом противоречии с жизненным опытом. Поэтому Зенон допускал возможность движения только в области чувственного познания. Зенон прославился выяснением противоречий между разумом и чувствами. Истинным он признает рациональное познание, чувственное же ведет к неразрешимым противоречиям.