SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Билет №6


1. Что дает комплексно-системный подход для изучения национального характера?

Для изучения национального характера используется системно-комплексный подход. С ее помощью можно про¬следить формирование национальной самобытности и вы¬явить корни и эволюцию тех или иных черт характера народа. Концепция националь¬ного характера предус¬матривает три уровня, соответствующие трем пластам жизни на¬рода, которые условно можно обозначить как «внешний» - матери¬альный, «внутренний» - духовный и «смешанный», имеющий двой¬ственную природу, материально-духовную и духовно-материаль¬ную. Все три уровня изучения национального характера взаимо¬связаны, в каждом из них можно выделить два «яруса» - научно-теоретический и эмпирический, взаимодействующие и дополня¬ющие друг друга.

На внешнем, материальном, уровне важнейшим оказывается историко-природный фактор, обусловливающий зависимость на¬ционального характера от исторической ситуации, прежде всего контактов-конфликтов с другими народами, и от природно-клима¬тических условий. Теоретический ярус на внешнем уровне может быть представлен системой этногенеза Л.Н. Гумилева. Выбор имен¬но этой системы основан на том, что психо-биологические свой¬ства народов рассматриваются в сочетании с культурно-политиче¬скими и социально-историческими компонентами их жизни. На внутреннем уровне своеобразие духовного облика наро¬да проявляется через язык, религию и искусство, образующие фундамент национальной культуры. Организующим стержнем духовной деятельности народа является язык, исто¬рически сыгравший определяющую роль в становлении психи¬ки человека и формировании национальной психологии. Третий, материально-духовный, уровень охватывает прак¬тически все сферы жизни народа, имеющие двойственную при¬роду. Среди них общественно-политические структуры, вклю¬чающие государственное устройство, отношения в мире соб¬ственности, в том числе и экономические образования, социаль¬но-классовая организация общества, правовые системы, сопря¬женные с морально-этическими нормами, вбирающими, как правило, религиозно-нравственные установки, система образо¬вания, связанная с традициями воспитания, а также семейный уклад и национальная кухня. На этом уровне первостепенным можно считать социально-этический фактор, оказывающий зна¬чительное влияние как на коллективную психологию народа, так и на психологию отдельных его индивидов.

2. Как взаимодействуют между собой национальная и индивидуальная психология? (?)

В основе философской системы Трубецкого - личность, на этом понятии строятся философское, историософское, социоло¬гическое и политическое направления его исследования. «Лич¬ности» тоже составляют своего рода систему или, по его терми¬нологии, «иерархию личностей» по признаку их вхождения друг в друга»2. Он выделяет личности «частночеловеческие» и «многочеловеческие», или «симфонические». Многочеловече¬ская личность может соответствовать «частнонародной» или «многонародной». Частнонародная личность-это народ или на¬родность (этнос или субэтнос, по Гумилеву), многонародная лич¬ность объединяет группу народов (суперэтнос в гумилевской терминологии). Личность, частночеловеческая и многочелове¬ческая, - сложное образование, состоящее из совокупности свя¬занных друг с другом «индивидуаций», то есть отдельных черт, состояний, а также множества «ликов», сосуществующих одно временно в разных проявлениях, например, «я - в кругу семьи, на работе и т. д.».

В толковании народа как совокупной личности, или этни¬ческой единицы, Трубецкой следует традиции персонализма рус¬ской философии, считая, что личность (частночеловеческая и многочеловеческая) «неразложима и неповторима, а потому не может быть вполне познана средствами человеческого рассуд¬ка». (Сравним с категорией «субстанции» у Белинского.) Тем не менее, утверждает философ, личность «должна быть предметом научного и философского изучения: изучаться при этом могут либо общие законы существования личности и отношения лич¬ности к миру и к другим личностям, либо формы эмпирическо¬го проявления как личности вообще»3. Для этого, по мысли Тру¬бецкого, необходима особая наука персонология, отсутствие ко¬торой «является чувствительным пробелом в европейском науч¬ном мышлении»4.

Трубецкой мыслит категориями будущего. Он намечает про¬грамму формирования этой науки и создания целой системы наук подчиненных, обеспечивающих ее научный фундамент. Програм¬ма предусматривает координацию этих наук в рамках культуры как целого. В результате системного изучения личности (в персоналист-ском понимании - народа) во всем многобразии ее «индивиду-аций» и «ликов» «должна возникнуть особая «теория данной личности», устанавливающая внутреннюю связь между отдель¬ными свойствами данной личности и определяющая ее специ¬фические особенности»5. Фундаментом этой теории должно стать основание, состоящее из нескольких слоев: в его верхнем слое, на который теория опирается непосредственно, конкрет¬ные, специально научные описательные исследования, связан¬ные со следующим слоем, вбирающим теософские, историософ¬ские, этнософские (и т. д.) изыскания, базирующиеся на нижнем слое, представляющем собой такие науки, как география, архео¬логия, антропология, этнография, история, история искусств.

Система наук формируется вокруг «многоплеменной лич¬ности», возникшей из совокупности народов, образующих не¬что целое (не «безликую массу», не «биологическую или антро¬пологическую единицу»), наделенное «признаком индивидуаль¬ного бытия», ставшего «субъектом истории», развившимся в оп¬ределенном «физическом окружении»6. Ученый особо подчер¬кивает элемент, который необходимо учитывать в исследовани¬ях о народах и их национальных характерах: это соблюдение функциональной связи между духом и плотью, «синтетическое изучение, направленное сразу на обе стороны личности как пси¬хофизического целого»7.

3. Как проявились и проявляются эгоцентризм и эксцентризм в США?

Миф об американской исключительности стал основой американизма, зародившегося в XVIII веке и отразившего в себе особенности становления США как государства и нации как единой. Он вобрал в себя как положительные устремления, давшие начало патриотизму американцев, так и отрицательные компоненты, созвучные явлению, определяемому Н.С. Трубец¬ким как «ложный национализм», проявляющийся в двух фор¬мах: эгоцентризм и эксцентризм. Эгоцентризм, как составная часть американизма, стал основой отношений белого большин¬ства и «отсталых» национальных меньшинств США. Парадок¬сально, но нередко в роли «отсталых» выступали не только афроамериканцы и индейцы, но и вновь прибывшие эмигранты из Европы. Процессы, связанные с эксцентризмом, до недавне¬го времени проявлялись в США в слабой форме, поскольку не¬белое меньшинство составляло единый пласт угнетенной части населения. В последние десятилетия проблемы, обусловленные эксцентризмом, приобретают все большую остроту.

В формировании национального характера параллельно процессу взаимодействия индивидуального и общего внутри одного народа идет другой процесс, связанный со взаимовлия¬нием разных народов друг на друга. В отношениях между наро¬дами Трубецкой выделяет две противоположные тенденции стремление к единству, с одной стороны, и утверждение нацио¬нального своеобразия - с другой. Их противостояние лежит в основе явления, именуемого философом «национализмом».

Для дифференциации понятия ложного национализма фи¬лософ вводит еще два признака: эгоцентризм и эксцентризм, которые в разумной доле присущи и истинному национализму. Абсолютизация одного из них ведет к появлению различных видов ложного национализма. Преувеличенный эгоцентризм является, по Трубецкому, одним из предрассудков психологии людей, «бессознательно считающих себя центром вселенной, венцом создания, лучшим, наиболее совершенным из всех су¬ществ»20. Эксцентризм, в отличие от эгоцентризма, полагает Центр не «внутри» народа, а «вне» его. Психология эксцентризма сводится к тому, что какая-то часть народа считает свой на¬род несостоятельным по сравнению с другими народами и стре¬мится навязать свою точку зрения всему народу. Трубецкой вы¬деляет несколько видов ложного национализма, суть которых определяется приверженностью либо к эгоцентризму, либо к эксцентризму. С эгоцентризмом Трубецкой связывает «воинствующий шо¬винизм», а также «космополитизм» и «интернационализм». Один из самых распространенных видов ложного национа¬лизма опирается на эксцентризм, основанный на желании опре¬деленной части народа, охваченной тщеславием, «быть как все», «как большие народы». Нередко целью такого национализма объявляется государственная самостоятельность. По мнению Трубецкого, это стремление имеет под собой почву только в слу¬чае, если народ находится под политическим и экономическим гнетом иноплеменников.

4. Что Вы знаете о влиянии арабской культуры на народы Пиренейского

полуострова?

Завоевание арабами Испании в 711 году привело к созданию на пиренейском полуострове могущественного Кордовского эмирата (с X века - халифата). Мавры овладели почти всей Испанией, за исключением горных районов на севере полуострова. Они оказали огромное влияние на испанскую нацию, особенно на жителей южной Андалусии. Эта область была последним оплотом мавританского владычества на Пиренеях, что оказало особое влияние на характер ее жителей. Они мечтательны, во всем любят пышность и роскошь, величественные и грандиозные формы. Практически сразу после их появления в Испании начинается реконкиста – сопротивление завоеваниям мусульман, а затем и возвращение земель испанскими и другими европейскими феодалами. Но лишь в 1492 году был взят последний оплот мавров - Гранада. Понятно, что за эти семь веков культура мавров, их обычаи и традиции стали неотделимой частью испанской культуры. Именно во времена Реконкисты был заложен принцип чести. Любой испанец ставит ее превыше всего, чувство чести составляет основу его личности. После вторжения арабов в 711 году на юге Испании начали быстро распространяться утонченные обычаи Багдадского халифата. Арабы Испании, сохранившие связи с более высокоразвитыми странами Востока, обогатили ее сельское хозяйство. При арабах расширяется система оросительных каналов, развивалось скотоводство. Большой подъем в Арабской Испании переживали города. Уже к X веку их насчитывалось до 400. Столица Арабского государства – Кордова – стала в X веке одним из крупнейших ремесленных, торговых и культурных центров Европы. Арабская Испания обладала сильным флотом, что способствовало оживленной торговле городов с Африкой, Италией, Византией и Левантом. Экономические успехи арабской Испанией сопровождались ее культурным подъемом. В Кордове находились огромная библиотека и университет. Библиотеками славились многие другие города страны. Высшие школы в Арабской Испании были одними из первых в Европе. Исключительно сильно проявились черты восточного искусства в испанской архитектуре. Мечеть, построенная арабами в Кордове (VIII-Х вв. ), имеет все особенности, типичные для построек Ближнего и Среднего Востока. В XII-XIV вв. в Гранаде, столице Андалусии, арабские мастера создали дворцовый комплекс - Альгамбру. Значительный подъем переживают науки: медицина, математика, география, фармацевтика, астрономия. Развивается искусство керамики. В Кордобе во время правления мавров впервые были введены в обращение монеты. Арабская Испания – родина виднейших прогрессивных философов своего времени: Ибн-Ромда (Аверроэса) и Маймонида. Расцвет искусства и литературы, особенно поэзии, в Испании приходится на то время, когда уровень культуры в остальной Западной Европе был еще очень низким; многие европейцы приезжали учиться в университетах Кордовы, Севильи, Малаги, Гранады. В это время начинает формироваться классическая андалусская музыка. За пределами Испании больше всего известно фламенко, искусство танцев из Андалузии. Когда в 1492 году арабы были окончательно изгнаны из Испании, на тех, кто отказывался принять христианскую веру, обрушились гонения. Тысячи арабских, еврейских и цыганских семей были обречены на долгие скитания. Страх, надежда, боль, тоска по утраченной земле, обращения к Богу – все это отразилось в их песнях и танцах. Но и после изгнания мавров в Испании продолжала развиваться арабская культура мустарибов, или мосарабов - христиан, испытавших влияние арабских обычаев; а также "мудаджжанов" (получивших разрешение остаться"), более известных под прозваниями мориски.

5. Роль личности Мартина Лютера в формировании протестантизма.

В начале ХVI века в странах Центральной и Северной Европы вспыхнуло движение, которое было направлено против феодализма и его церковного выражения - католицизма, против самовластия и беззаконий папской курии, продажи священных степеней, злоупотребления с индульгенциями. Реформационные процессы обрели в Европе XVI в. характер широких религиозных и социально-политических движений, выдвигавших требования реформы римской церкви и преобразования порядков, утверждаемых ее учением. Видные теоретики Реформации создали учения, отвечавшие новым веяниям общественного развития XVI-XVII вв. Основной критике было подвергнуто учение католической церкви “о греховности” земного существования человека.

Основателем протестантской церкви считается монах Мартин Лютер. В 1517 году он прославился своими 95 тезисами против продажи индульгенций и папской власти, которые вывесил на двери храма в Виттенберге. С тех пор он все дальше отходил от католической церкви. Лютер выступил против претензий католического духовенства контролировать веру и совесть на правах посредника между людьми и Богом. Учение Лютера рассматривало мирскую деятельность человека как служение богу. Не в бегстве от мира, а в земной жизни человек должен был искать спасение. Лютер первый перевел на немецкий язык Священное Писание. Основными вероучительными документами лютеранства являются "Аугсбургское вероисповедание" и "Апология", написанные Лютером и другим проповедником протестантизма - Меланхтоном. Реформация, приведя к расколу римско-католической церкви и к созданию новых вероучений, проявилась с разной степенью интенсивности почти во всех странах католического мира, сказалась на положении церкви как крупнейшего землевладельца и затронула роль католицизма как идеологии, веками защищавшей средневековой строй. К концу жизни Лютера (1546 г.) более половины немецких княжеств приняли его учение.