SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Билет № 13.


1. Что дает комплексно-системный подход для изучения национального характера?

модель изучения национального характера. Она сформирована на основе пирамиды Сакулина(не знаю, надо это??), в основе пирамиды лежит вертикально-горизонтальный способ анализа, в котором вертикаль обозначает время, а горизонталь – пространство. Модель включает в себя три уровня, соответствующие трем пластам жизни народа: «внешний» - материальный, «внутренний» - духовный, «смешанный» - имеющий двойственную природу, духовно-материальную и материально-духовную. Все три уровня изучения национального характера взаимосвязаны, в каждом из них выделяют два яруса - научно-теоретический и эмпирический. что на каждом из трех уровней изучения национального характера на первый план выходит главенствующий фактор, который формирует как отдельные свойства народа ,так и его психологию и национальный характер вообще. Все три уровня изучения национального характера взаимосвязаны, в каждом из них выделяют два яруса - научно-теоретический и эмпирический.

На внешнем уровне важнейший историко-природный фактор. зависимость нац.характера от исторической ситуации, в основном контактов-конфликтов с другими народами и природно-климатических условий. Теорет.ярус – система этногенеза Л.Гумилева. внутренний уровень – культурно-лингвистический фактор. Язык, религия, искусство. Теория – А.А.Потебня, А.Н.Веселовский и др. смешанный уровень – социально-этический фактор. Влияет он как на коллективную психологию народа ,так и на психологию отдельных индивидов.

2. Отличительные признаки этноса. Сколько живет этнос?

ЭТНОС - устойчивый, естественно сложившийся коллектив людей, противопоставляющий себя всем другим аналогичным коллективам, что определяется ощущением комплиментарности, и отличающийся своеобразным стереотипом поведения, который закономерно меняется в историческом времени. Каждый Э. в той или иной степени внутренне неоднороден: внутри него выделяются субэтносы, консорции и конвиксии, которые могут возникать и распадаться, причем ощущение единства этноса как целого у их членов не теряется . Группа близких между собой этносов составляет суперэтнос.

Признаки этноса : язык, территория, культура, хозяйство, религия, самосознание.

Этнос переходит в Э.г (ЭТНИЧЕСКИЙ ГОМЕОСТАЗ (статическое, или перси-стентное, состояние этноса) - состояние этнической системы, при котором ее жизненный цикл повторяется из поколения в поколение без существенных изменений и система сохраняет равновесие с ландшафтом и всеми подобными (то есть статическими) этническими системами,

не проявляя при этом каких-либо форм целенаправленной активности, изменяющей окружение). после прохождения всех фаз этногенеза и может находиться в этом состоянии неограниченно долго, если только он не станет жертвой агрессии, геноцида, стихийного бедствия или не будет ассимилирован. Примеры статических этносов: аборигены Австралии, современные североамериканские индейцы и отдельные племена в Амазонской сельве, коренные народы Крайнего Севера (чукчи, эскимосы, алеуты и др., пимеи (Центральная Африка), онгхи (Андаманские острова).

3. Какие три пласта населения стали основой будущей нации американцев? Какую роль сыграл природный фактор?

Системно-комплексный подход к изучению специфики развития американской нации помогает установить общие закономерности, характерные для всех народов США и особенности конкретных этносов и субэтносов. Внутринациональная культура США не однородна. Ее многослойность является результатом специфики формирования американского народа как единого целого. У истоков американской нации стоят три пласта - коренные жи¬тели, евроамериканцы и афроамериканцы. До второй половины XX века под американцами обычно подразумевали выходцев из разных европейских -стран. Наро¬ды-аборигены и афроамериканцы практически оказались вне так называемого «плавильного котла», который стал символом формирования американской нации, наряду с «фронтиром», сыг¬равшим решающую роль в превращении бывших европейцев в американцев. На ранних этапах колонизации преобладали иммигранты из Англии, Голландии и Скандинавии, позднее из Южной и Восточной Европы. «Плавильный котел» действовал среди белого населения, формировавшего свою культуру, отличную от европейской, хотя и связанную с ней генетически. Коренное население американ¬ского континента истреблялось, вытеснялось со своих террито¬рий, подвергалось всяким гонениям, тем не менее оно сохрани¬ло свою национальную культуру. Афроамериканцы до середины XX века занимали в амери¬канской системе положение рабов. Привезенные с другого кон¬тинента, они исторически быстро адаптировались на новом месте, усвоили чужой язык, религиозные взгляды, новую систе¬му отношений, норм труда, создали свою сегментарную культу¬ру внутри общеамериканской.

Роль фронтира. Преследуемые у себя на родине, многие пуритане решили переселиться в колонии, чтобы жить там по своим законам. В 1620 г. корабль «Мейфлауэр» («Майский цветок») доставил на берега залива Массачусетс группу переселенцев — «отцов-пилигримов». День их высадки («День Благодарения») считается датой основания Новой Англии — ядра будущих США. «Отцы-пилигримы» пытались создать аристократию богачей, покоящуюся на почти что рабском труде законтрактованных рабочих — «сервентов». Гражданами колонии считались только сами пуритане — «фримены» («свободные»), сервенты же по окончании контракта должны были отправляться на родину почти без вознаграждения. Но утвердить такую систему надолго оказалось невозможным: в маленьких колониях, за околицей которых начинался фронтир — граница с дикими землями, — всегда было куда уйти от эксплуатации. Так назывался авангард поселенцев, которые в XVII веке продвигались на запад Североамериканского материка, завоевывая девственные земли. По мере того как с методичной жестокостью уничтожались целые племена индейцев — коренных обитателей этих земель, по мере того как пришельцы столь же методично обосновывались на гигантских пространствах, изъятых из дикой природы и отторгнутых у людей, что испокон веков жили с этой природой в согласии,— искусно создавалась легенда о Великом Американском Духе — духе Фронтира. В истории Фронтира бывало разное. В иных местах власть принадлежала бандитам, в других - были шерифы, отличавшиеся от бандитов лишь названием... Но человеческая память хранит доброе и забывает злое. Здесь, на фронтире, царил совсем иной образ жизни, где человек мог положиться только на себя. Погибнет он или спасётся — здесь этот вопрос был не мистическим: в конечном счёте всё зависело от собственных сил человека, от его упорства, преприимчивости и, конечно, удачи. Так среди фронтиреров, на стыке пуританской идеи личного успеха и реальности жизни пограничной полосы (свободной, но суровой — суровой, но свободной), и родилась American Dream — знаменитая «американская мечта». Фронтир остался в памяти американцев воплощением американского духа - духа находчивости, предприимчивости и независимости, духа конструктивного индивидуализма. Люди Фронтира — мужественные, простые, честные и работящие. В американской исторической науке существует мнение, что на Фронтире выросла американская демократия. Возможно, это и так - по крайней мере, оба президента времен Гражданской войны - и Линкольн, Президент Севера, и Джефферсон Дэвис, Президент Юга - выходцы с Фронтира.

4. Кальмарская уния: роль в формировании государственности скандинавских народов.

Ка́льмарская уния (дат., норв., швед. Kalmarunionen) — серия объединений в личную (политическое объединение двух или более самостоятельных государств в союз с одним главой, который становится, таким образом, главой каждого государства-члена союза. Глава союза наделяется только теми полномочиями, которые строго соответствуют (за редкими исключениями) полномочиям глав отдельных государств. Такой тип союза не следует путать с федерацией, которая на международном уровне является единым государством.) унию королевств Дании, Норвегии и Швеции под верховной властью датских королей (1397—1523). Страны жертвовали своим суверенитетом, но сохраняли независимость. Расхождение интересов (особенно недовольство Швеции господством Дании) привело к конфликту и окончательному распаду союза в 1523 г.

5. Что Вы знаете о крестовых походах германцев?

Кресто́вые похо́ды — ряд военных кампаний в XI-XVI веке, которые первоначально велись по указанию (в последствии — по одобрению) римского папы. Первые походы имели целью христианскую экспансию, помощь христианам востока в борьбе с мусульманами и обретение Святой Земли, но со временем приобрели характер одной из форм борьбы за влияние.

1-й крестовый поход против сельджуков, 1095

2-й крестовый поход на Дамаск, 1147

3-й крестовый поход на Иерусалим, 1187

4-й крестовый поход на Константинополь, 1204

Альбигенский крестовый поход против "еретиков" в южной Франции, 1209

Крестовый поход детей, организованный в 1212 папой Инокентием III (никто из мобилизованных во Франции и Германии детей так и не добрался до Святой Земли, дети или попали в рабство или умерди от голода).

5-й крестовый поход из немецких земель в Египет, 1215

6-й крестовый поход Фридриха II для захвата Иерусалима, Назарета и Вифлеема, 1228

7-й крестовый поход состоял из нескольких: поход темплиеров на Египет в 1243 году, поход хварезмианцев на Иерусалим в 1244-ом, поход Луи IХ в Египет в 1248-1254, и крестовый поход Пастырей в 1251

8-й крестовый поход Луи IХ в Тунис, 1270

9-й крестовый поход Эдуарда I английского в Сирию, 1271

Серия крестовых походов германцев в Балтику и центральную Европу с целью подчинить германцам и обратить в христианство население этих областей - с 12-го до 16-го века.