SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Обычаи, обряды и празднества казахов в 15 – начале 19 веков.


Культура Казахского ханства в ХVI-ХVII веках представляла со¬бой культуру сложившейся казахской народности, вобравшей в себя духовные ценности своих предков. В силу особенностей кочевого об¬раза жизни было развито прикладное искусство, особенно ярко про¬явившееся в оформлении убранства юрты, одежды, оружия, посуды, войлока и ковров.

Образ жизни казахов воплотился в одежде, в ней отразился этно¬генез, преемственность культур предшествующих поколений. Яв¬ляясь отличительной чертой этноса, казахский народный костюм ото¬бражал особенности его материальной культуры, он строго регламен¬тировался. В изготовлении одежды казахи использовали мех, войлок, хлопчатобумажную ткань, шелк, парчу, бархат. С сакского времени берет свое начало высокий войлочный головной убор - калпак, а так¬же остроконечный женский головной убор - саукеле. Кроме того, ка¬захи носили на голове треух - тымак, борик с меховой опушкой, тю¬бетейку - такия на твердой основе, вышитую, украшенную жемчу¬гом, бусами, кораллами, перьями совы - укi (филин). Белдемше - распашная юбка считается наследием времен хунну, кимешек - жен¬ский головной убор из белой материи с вырезом для лица, который вокруг расшивался, - это одежда тюркско-кыпчакского времени. Ка¬захи носили камзол, бешмет, платье - койлек, шаровары - шалбар. Зимой надевали тулуп - тон, шубу - куш, от дождя их защищал вой¬лочный плащ - кебенек (его образцы до наших дней не сохранились). На ногах носили сапоги - саптама, ичиги - маси, войлочные чулки -байпак, кожаные калоши - кебic, сандалии - шокай.

В казахских обычаях нашло отражение празднование таких собы¬тий, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над вра¬гом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скач¬ки - байге, борьба - курес, борьба двух всадников - сайыс, сызкуу -догони девушку, борьба за тушу козла - көкпар. Праздники сопро¬вождались музыкой, айтысами - состязанием акынов-импровизато¬ров. Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыза, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. Люди в этот день поздравляли друг друга, готовили специальное блюдо -наурыз коже, символ изобилия. На торжествах за дастарханом строго соблюдался традиционный ритуал. Люди рассаживались на опреде¬ленные места с учетом возраста и положения в обществе, соответ¬ственно распределялось угощение, когда определенные части туши животного (голова, грудина и т. п.) преподносились определенным людям. В обществе неукоснительно соблюдался принцип старшин¬ства на собраниях, курултаях, при определении места в боевом по¬рядке, при разделе военной добычи, при вступлении в дом, рассажи¬вании по местам, представлении кушанья, открытии торжества, при многих других жизненных ситуациях.