SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Кочевые племена Казахстана 8-7 века до н.э. Государство саков.


С сакским временем связана эпоха освоения степных и горных пространств, господство скотоводства в его различных формах в сочетании с земледелием. По мнению ряда исследователей, саки-парадарайя расселялись в Приаралье, низовьях Сырдарьи и Амударьи или в Северном Причерноморье; саки-тиграхауда – в районе средней Сырдарьи и на Тянь-Шане; саки-хаомаварга – в долине Мургаба.

Кочевое скотоводство, для которого были характерны длительные перекочевки на зимние пастбища, было присуще западному и отчасти центральному Казахстану. В случае кочевого скотоводства весь род и все племя со своими стадами и пожитками передвигались на большие расстояния как в меридиальном, так и в широтном направлениях. Мужчины ездили на лошадях, женщины, дети и старики – в повозках, покрытых войлоком. Зимние стужи кочевники проводили на зимовках, расположенных в песках, где ветер сдувал снег и обнажал землю с высохшей травой, либо по берегам рек и озер в местах, которые не продувал ветер и где сохранялся подножный корм для скота. Зимние стоянки не были долговременными. Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца, верблюд, наиболее приспособленными для кочевок. Полукочевой вид скотоводства предусматривал наличие постоянных зимних и летних стоянок, на которых скотоводы проводили лето и зиму. На зимниках строились жилища (землянки, полуземлянки). Часто на зимниках на лето оставалась часть населения, которая занималась хлебопашеством, заготавливала на зиму растительную пищу. Такое скотоводство было распространено в Восточном Казахстане, Семиречье, ряда районов центрального и западного Казахстана. Следующий тип скотоводства –оседлый. Предусматривал постоянную оседлость части населения, которая занималась земледелием. Другая со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища, расположенные неподалеку. Так было на юге Казахстана, в долинах рек Сырдарья, Арыси, Келеса. В стаде было много крупного рогатого скота.

Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков.

Высокого уровня у саков достигли промыслы и ремесла, связанные с добычей металла, его обработкой, в частности, с литьем бронзы. Как и в эпоху бронзы, продолжали разрабатываться месторождения железа, меди, олова, серебра, золота. Из бронзы сакские мастера отливали кинжалы, наконечники стрел, копий, украшения, предметы конской утвари. Для отливки изделий использовались формы из камня и глины.

В сакское время использовался звериный стиль, сформировалось под влиянием южных традиций, с которыми саки познакомились во время походов в Азию и Иран. Именно тогда отсюда к сакам пришли образы льва, льва-грифона. Эти образы вписались в число местных животных, среди которых были олень, баран, верблюд, снежный барс, тигр, орел. Все перечисленные образы не были только украшениями. Саки вкладывали в них определенное содержание. Саки, как и другие народы, поклонялись силам природы, солнцу, ветру, грозе, грому, которые представились им в образе богов, а боги воплощались в фантастических зверей, птиц, животных, таких как крылатые кони, кони-грифоны. Популярность этих образов в мифологии и фольклоре вызвали в жизни своеобразный звериный стиль в искусстве евроазиатских степей. Таким образом, в целом сакско-скифский звериный стиль сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников.