SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки История семейного воспитания в России Первые идеи семейного воспитания, представления о любви, родителях, детях, предках сложились в народной педагогике эмпирическим путем. Прогрессивные черты русской семейной педагоги включают почитание старших и особое внимание к малым, поклонение земле-кормилице, воздание чести дому и т.д. Семейная ткань отношений, которая создавалась веками, претерпевает трансформацию, появляются новые ценности и образцы. Необходимо иметь в виду, что народная педагогика развивалась, взаимодействуя с религией. Несмотря на различия, обе системы – народная и религиозная – смыкались в подходах к основным моральным общечеловеческим ценностям. Семья – одна из основных тем древнерусских литературно-педагогических памятников 10-14вв, отечественных сборников 14-19вв. На страницах «Домостроя» (16в) представлена своеобразная программа нравственного воспитания детей, семейной подго-товки их к жизни, обучения тому, что необходимо в «домашнем обиходе». По характеру ценностных ориентаций (Соро-ка-Росинский) Учителя – теоретисты, Педагоги-реалисты (утилитаристы), Педаго-ги – артисты, Учителя - интутиви-сты По специфике интеллектуально – волевой сферы (Костяшкин) Интеллектуальный, Эмоциональ-ный, Волевой Организаторский По личностным установкам (Кор-чак) Воспитатель – тиран, Честолюби-вый воспитатель Разумный воспитатель По преобладающей направленности личности Организатор, Предметник, Предметник-организатор Коммуникатор, Учитель-интеллегент В 17в. ценный вклад в развитие семейной педагоги внесли Епифаний Словинецкий и Симеон Пагоцкий. Анализ семейного воспитания конца 18- нач. 19 вв содержится в работах Радищева и Новикова. Проблема семьи и домашнего воспитания привлекала внимание прогрессивной общественности, что отразилось в творчестве Белинского, Герцена, Пирогова, Добролюбов и т.д. Во 2-й половине 19- нач 20 вв теория семейного воспитания, уже как самостоятельная область педагогических знаний, занимала видное место в трудах К.Ушинского, Шелгунова, Лесгафта, Каптерева. Об интересе общественности конца 19в к семье и домашнему воспитанию свидетельствует организация так называемого «Родительского кружка» (Петербург, 1884г.) Педагоги предреволюционного периода рассматривали семью как источник формирования у детей национальных чувств и идеалов. Усилиями ученых конца 19 – нач. 20 вв. заложено начало семейного воспитания как научного направления: определены цели, задачи воспитания и обучения детей в семье. В первые десятилетия 20 в семья как воспитательный институт пережила кризис в связи с ломкой традиционных устоев воспитания. Традиционная (патриархальная) семья разруши-лась. В «Декларации по дошкольному воспитанию» (1917г) указывалось, что общественное бесплатное воспитание детей должно начинаться с 1 дня рождения. Н.К. Крупскую очень волновал вопрос о новой семье, о новых отношениях между супругами, родителями и детьми. Среди педаг. проблем, которые освещал Макаренко, особое место занимает теория семейного воспитания. Он отрицает авторитарность семейного воспитания, основываясь на воспи-тательной роли коллектива. Вторая половина 20 в вошла в историю педагоги и психологии началом экспериментального изучения семьи. Семья и закон: Конституция – гарантия бесплатного общего образования; Конституция о правах ребенка(1987); Семейный кодекс РФ – права несовершеннолетних детей; Конвенция о правах ребенка; Закон об образовании (1992); Закон о свободе совести и вероисповедании (1997); государственная семейная политика; Национальный проект «Образование» (2006); материнский капитал; Год семьи – 2008. |