SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Теоретические основы Школы диалога культур (ШДК)


В последнее время ведущее место в образовании занимают личностно ориентированные, развивающие направления обучения. В основу технологии Школы диалога культур положены идеи выдающихся ученых XX века: «культуры как диалога» М. Бахтина, «внутренней речи» Л. Выготского и «философской логики культуры» B. Библера.

Основные положения школы:

-диалог,диалогичность есть неотъемлемый компонент внутрен-него содержания личности

-многоголосье мира существует в индивидуальном сознании в форме внутреннего диалога

-главное событие в диалоге-бесконечное развертывание все новых смыслов каждого выступающего в диалог феномена культуры

-диалог есть не проявление противоречий , а сосуществование и взаимодействие несводимых в единое целоесознаний

-современное мышление строится по культурным моделям и схемам, предполагающим диалогическое общение высших достижений человеческого мышления

Автор программы для каждого класса — собственный педагог. Другая особенность — использование так называе-мых точек удивления и загадок бытия.

Особенности методики: введение в ситуацию диалога, побуждение к поиску открытого знания, а не принуждение к усвоению закрытого, Диагностика готовности учащихся к диалогическому общению и обобщению базовых знаний, коммуникативного опыта, Поиск опорных мотивов, то есть тех волнующих ребят вопросов и проблем, благодаря которым может эффективно формироваться собственный смысл изучае-мого материала, Переработка готового учебного материала в систему проблемно-конфликтных вопросов и задач, что предполагает намеренное обострение коллизий, возвышение их до вечных человеческих проблем, Проектирование способов взаимодействия участников дискуссии, их возможных ролей и условий их принятия учащимися, Продумывание различных вариантов развития сюжетных линий диалога и сюжетных линий урока.

Среди особенностей методики выделяют также «игровые средоточия»:физические игры, словесные игры, создание художественного образа, элементы ручного труда, ремесла, музыка; театр.

Смысл педагогической деятельности определяется необходи-мостью «открытия» ученика, поиском способа инициации его стремления к исследованию, обратного взаимодействия со взрослым. Значение такой работы — в посредничестве.