SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Софисты и Сократ.


Отличительная черта античной философии - характеризовалась космоцентризмом - стремлением понять мир как целое, его происхождение и сущность. Человек рассматривался как неотъемлемая часть природы. До софистов главная задача философии - раскрыть суть окружающего мира, софисты повернули философскую мысль с проблем космоса на проблемы человеческой жизни, рассматривая ее в теории и на практических аспектах. Далее эта тематика стала предметом особого внимания, прежде всего у Сократа.

Сократ: Философия Сократа касается человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее само себя. Сущность человека сосредоточается в его душе, т.к. она есть то, чему служит тело. Ценность души состоит в познании. Добродетель необходима человеку для возрастания души. Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которой - установить истину. Истина - объективно независимое от мнения людей знание, получаемое в процессе диалога, беседы, когда уточняются понятия. Сократ первый указал, что знание носит понятийный характер. Широко использовал метод индукции (общее из частного). По отношению к материальному миру считал, что его познать невозможно (агностицизм), но душа доступна для познания - в этом суть, предмет философии. Познать самого себя - означает найти общие для всех людей нравственные качества. Человек с помощью души управляет страстями и приобретает счастье, т.к. душа становится добродетельной и гармоничной Человек является строителем счастья/несчастья. Он пытался систематизировать речь: люди порождают зло, т.к. в своих действиях следуют своим понятиям о благе, не знают универсального понятия добра, стремятся к благу для себя, а не к благу вообще. Т.о. Сократ начал искать единственные значения слов - отвлеченные понятия. Знание, по Сократу, есть мысль, понятия об общем, которые раскрываются через определения. Определению понятия предшествовала беседа, в ходе которой собеседник рядом последовательных вопросов изобличался в противоречиях – сократический метод - Ирония (майевтика)– показать челу, думающему, что он знает, что на самом деле он ничего-то и не знает. Сократ сравнивал свои приемы с искусством повивальной бабки – он помогал рождению истины в людях. Философия по Сократу - учение о том как следует жить Главная задача познания - познание самого себя. Диалог – основной метод нахождения истины.

Мегарики: Евклид. Синтез элейских понятий о сущем ( есть только единое бытие) и сократических элементов (об общем благе). Известен также Ембулит, создававший софизмы, апории. Стилпон, признававший только общие, отвлеченные понятия – кто говорит «человек», то имеет в виду «никто», т.к. людей много, следовательно говорит не о ком. Соединили Сократовскую добродетель с Парменидовским бытием. Реально только общее. Существует только необходимое, возможности нет.

Софи́сты (от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток»):

1. в широком смысле — древнегреческое просторечное обозначение философа, мудрого человека

2. в узком смысле — философская школа, представители которой (в основном греки V—IV вв. до н. э.) преподавали «мудрость» за деньги.

Наиболее известные представители софистической философской школы — Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий. В целом с философской точки зрения направление было весьма эклектичным, не объединённым едиными социально-политическими, культурными и мировоззренческими основами. Тем не менее, общим для софистов было противостояние появлявшимся в то же время Сократу и сократикам. От большинства софистов не сохранилось полных сочинений, а только фрагменты (собраны Дильсом — Кранцем, на русский язык переведены единственный раз Маковельским).К IV в. начался упадок софизма. Постепенно из учений софистов уходили философские концепции и оставались только элементарные основы риторики, позволявшие оперировать словами и понятиями для абстрактного доказательства или опровержения чего-либо.Под «второй софистикой» понимается литературное течение II в. н. э., стремившееся реставрировать идеи и стиль классического софизма