SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Основные проблемы и понятия философии экзистенциализма


Отвергая рациональное познание, как несоответствующее своему предмету, экзистенциализм выдвигает метод непосредственного, интуитивного постижения реальности. Многие экзистенциалисты считают, что философия по своему методу познания стоит гораздо ближе к искусству, чем к науке. В экзистенциализме уникальный внутренний мир человека раскрывается через понятие экзистенции. Экзистенция, являясь основным понятием экзистенциализма, позволяет рассматривать человека как уникальное существо, обладающее неповторимым жизненным опытом. Этот неповторимый опыт человека каждый момент времени наполняется все новыми и новыми смыслами.

Таким образом, предметом философии экзистенциализма является человек, его внутренний мир переживаний. Человек рассматривается как ценностный центр всего. Экзистенция, являясь специфически человеческим способом существования, позволяет рассматривать человека как уникальное существо, несущее в себе смысл. Основные понятия экзистенциализма, такие как экзистенция, пограничная ситуация, экзистенциальный кризис, формируют особую проблематику этого философского направления:

1. Проблема конечности человеческого существования. Смысл жизни как непрерывный поиск выхода за пределы экзистенции.

2. Поиск смысла человеческой жизни, того, что возвышает человека и продлевает его духовное существование после физической смерти.

3. Отношение человека с окружающим миром. Нравственность как специфический духовно-практический способ освоения мира. Сущность воображения и эмоций как особенность проявления человеческого сознания в мире. Присутствие человека с собой и с миром.

4. Проблема одиночества и стремления к свободе от власти духов, социальных авторитетов, традиционной системы ценностей, религиозных догматов.

5. Обнаружение сокровенной сущности окружающих человека вещей через осознание его неизбежной гибели. Смерть как ведущий элемент жизни, придающий ей особый и неповторимый смысл.

6. Человек как ценностный центр всего. Живой конкретный опыт и проблема ответственности и вины за поступки и действия человека.

Если рассматривать исторический фактор как предпосылку возникновения экзистенциализма, то решающим фактором будет война.

«Волны кризисного сознания» докатились до Японии: основные произведения экзистенциалистской философии появились в Японии сразу же после их публикации в Европе. Немаловажную роль в распространении экзистенциализма сыграли личностные контакты японских философов с немецкими теоретиками экзистенциализма. Многие японские философы обучались в Германии, где слушали лекции Хайдеггера, Ясперса. Размышляя о социальной несправедливости, обреченности человека на духовное одиночество, японские мыслители стремились приблизить свои описания к личному жизненному опыту. Наиболее распространенной темой повествования такого рода становится тема одиночества. Стремление к свободе от социальной и исторической действительности в «этой жизни» не может реализоваться. Поэтому физическая смерть становится единственно возможным выходом к свободному существованию.

Также особое внимание японские мыслители уделяют феномену смерти как такому элементу жизни, который придает ей особую ценность. Смерть рассматривается как историческое событие, которое переворачивает мир повседневной реальности. Мир на некоторое время перестает быть таким, каким его привыкли видеть. Смерть не разрушает духовное присутствие человека в мире. Она вырывает человека из контекста повседневности. Постоянная тревога и внутреннее напряжение, возникающее в результате осознания собственной смертности, заставляет человека пребывать в процессе бесконечного поиска смысла жизни. В то же время процесс этого поиска сам превращается в смысл жизни, которого на самом деле нет, а «есть лишь увлекательный процесс его угадывания».

Основные проблемы, которые рассматриваются в философской прозе, позволяют говорить о существовании собственно японского экзистенциального повествования:

1. Смысл жизни и проблема самоопределения.

2. Смерь как состояние бытия в чистом виде.

3. Духовное одиночество.

4. Свобода как сущность человеческого поведения, источник деятельности и единственная возможность подлинного существования: «человек всегда и целиком свободен или его нет вовсе».

5. Внутренний опыт как отражение духовного мира личности.

6. Проблема соотношения ограниченных возможностей человеческого сознания и многообразия исторической реальности.

7. Отношения между внутренним миром человека и повседневной действительностью.

8. Проблема нравственного выбора.

Таким образом, японская экзистенциальная проза во многом сближается с европейской версией экзистенциализма. Во-первых, их сходство объясняется антирационалистической направленностью основных проблем, которые рассматривают философы-экзистенциалисты. По мнению японских мыслителей, «умственная деятельность представляет собой основную функцию мозга, но она не схватывает существования во всей его целостности». «Самая возвышенная экзистенциальная жизнь — очищенное настроение, проистекающее из очищенной мудрости». Представители европейского экзистенциализма так же полагали, что излишнее преувеличение роли разума не способствует приближению к подлинности человеческого существования. Это подтверждают слова К. Ясперса, который писал, что господствующее в мире неразумное начало есть источник высшей мудрости.

Во-вторых, наряду с антирационализмом для проблематики как европейского, так и японского экзистенциального повествования характерен антиконцептуализм: «всякое концептуальное понимание — это мертвое понимание».

В-третьих, европейскую и японскую версию экзистенциализма сближает антропологизация: основное внимание уделяется индивидуальному человеческому опыту, на первый план выходит человек и его неповторимый мир внутренних переживаний. В связи с этим выстраиваются основные проблемы, которые рассматриваются философами-экзистенциалистами: проблема одиночества, свободы, ответственности за моральный выбор, смысла жизни и т.д.

И, наконец, мыслители-экзистенциалисты Европы и Японии свои идеи предпочитали выражать в форме философской прозы: романов и эссе. «Если хочешь стать философом, пиши романы», — писал А. Камю.

Хотя по форме и основным философским идеям японская и европейская версии экзистенциального повествования во многом схожи, но наибольший интерес представляют отличия японской философской прозы от произведений европейских мыслителей. Ведь эти отличия помогают понять особенности собственно японского экзистенциального повествования.