SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Метод мозгового штурма творч процесс.

Метод мозгового штурма заключается в коллективной атаке воз¬никшей проблемы с целью выбора наиболее удачной предложеннойидеи. Этот метод, известный также как «мозговая атака», «конфе¬ренция идей», был предложен американским ученым Алексом Осборномв 1955 г.

Метод мозгового штурма основан на следующих принципах:

1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идеи и эксперты. Генераторы идеи объединяют людей с творческим мышлением, с фантазией и со знаниями в области науки, техники и экономики. Эксперты — это обычно люди с большим объемом знаний и критическим складом ума. Эксперты играют роль аналитиков.

2. При генерировании никаких ограничений нет. Идеи высказы¬ваются любые, в том числе явно ошибочные, шутливые, и без всякого доказательства и технико-экономического обоснования. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компь¬ютере, на магнитной ленте и т. и.

Таким образом, основа метода — это отделение процесса интег¬рирования идей от процесса их оценки. Генерирование идей ве¬дется и условиях, когда критика запрещена и даже, наоборот, поощряется любая явно нелепая идея.

3. Философская основа мозгового штурма — теория 3. Фрейда (1856-1939), согласно которой сознание человека представляет собой тонкое и непрочное наслоение над бездной подсознания. В обычных условиях мышление и поведение человека опре¬деляются в основном сознанием, в котором властвуют конт¬роль и порядок: сознание «запрограммировано» привычными представлениями и запретами. Но сквозь тонкую корку созна¬ния то и дело прорываются темные стихийные силы и инстинк¬ты, бушующие в подсознании. Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, на нарушение запретов, на всякие ир¬рациональные (лат. irrationalis — неразумный) мысли. Для изобретения приходится преодолевать всякую психологиче¬скую закомплексованность, всякие запреты, обусловленные привычными представлениям о возможном и невозможном. По¬этому для изобретения нужно создать условия для прорыва смут¬ных иррациональных идей из подсознания.

Вся сила мозгового штурма проявляется в запрете на критику. Но запрет на критику — это одновременно и слабость мозгового штур-ма. Для развития идеи нужно выявить ее недостатки. Л для этого нужна критика данной идеи.

Метод мозгового штурма может иметь различные модификации. При решении проблем численность людей, как генераторов, так и экспертов, обычно не превышает шести человек, продолжительность штурма не более 20 минут. Мозговой штурм идеи может быть осуще ствлен в письменной форме, а также бывает индивидуальный, пар ный (обсуждение одной идеи двумя экспертами), двойной (обсуждение идеи производится в два этапа), поэтапный (обсуждение идеи производится по этапам. Например, последовательно обсуждается постановка задачи, решение проблемы, материализация идеи, вне¬дрение идеи в практику).

Также существует и «обратный штурм». Обратный штурм озна¬чает, что участники штурма ищут недостатки какого-либо нового продукта или операции, устраняют эти недостатки и выдвигают новые задачи. Творчество представляет собой взаимодействие человека как субъекта данного процесса с объективной реальностью. При этом

/взаимодействии человек, опираясь на объективные законы, создает качественно новые ценности как материальные, так и нематериаль¬ные. В творческом процессе можно выделить три этапа:

♦ замысел, т. е., появление самой идеи;

♦ превращение идеи в план работы;

♦ реализация плана работы, т. е. воплощение идеи в определен¬ную вещь (в материальную форму).

Эти этапы носят условный характер, так как в практической творческой деятельности человека жесткого закрепления последо¬вательности этапов нет. Каждый этап — это целостный элемент системы, ее компонент, но в то же время он связан с другими эле¬ментами и постоянно проникает в эти другие этапы творческого процесса.

Первый этап творческого процесса связан с появлением замысла, т.е.идеи инновации. Причиной появления идеи инновации являет¬ся, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

Существующие продукты или явления отражают имеющиеся зна¬ния. Новые условия хозяйствования или новая ситуация отражают новые факторы, воздействующие на реализацию существующих (т. е. старых) продуктов и операций. Поэтому возникает проблема устра¬нения несоответствия старого объекта новым факторам.

Целью второго этапа творческого процесса является необходи¬мость решения данной проблемы, т. е. превращение появившейся идеи в план работы по устранению выявленного противоречия. На этом этапе человек как субъект творчества, опираясь на свои знания, на свой и чужой опыт, интуицию, составляет план мероприятий по изменению данного продукта или операции.

Использование чужого опыта означает, что данный этап твор¬ческого процесса опирается на купленные ноу-хау, лицензии, па¬тенты, на анализ и переработку информации, доступной для ис¬следователя.

Третий этап творческого процесса связан с воплощением возник¬шей идеи в новый продукт или операцию. На этом этапе реализует¬ся ранее намеченный план мероприятий, анализируется его резуль¬тативность, и при необходимости в него вносятся соответствующие изменения и коррективы.

#37. Метод контрольных вопросов морфологич анализ.

Метод контрольных вопросов по существу представляет собой усовершенствованный метод проб и ошибок. Вопросы задаются по заранее составленному вопроснику. Каждый вопрос является пробой или серией проб.

Метод контрольных вопросов заключается в психологической активизации творческого процесса с целью нащупать решение фи¬нансовой проблемы при помощи серии наводящих вопросов. Дан¬ный метод применяется в творческом исследовании с первой чет¬верти XX века. Сущность его состоит в том, что исследователь отвечает на вопросы, содержащиеся в предлагаемом списке, рас¬сматривая свою задачу исследования в связи с этими вопросами. Обычно вопросы отражают наиболее существенные проблемы, хотя, конечно, нельзя исключить возможности попадания в список поверхностных, т. е. слабых, несущественных вопросов.Морфологический анализ

Метод морфологического анализа был предложен швейцарским ас¬трономом Ф. Цвики в 1942 г. Термин морфологический (греч. rnorphe — форма) означает внешний вид. Целью применения метода морфологического анализа является систематическое исследование возможных мыслимых вариантов решения проблемы, что дает воз¬можность охватить исследованиями все неожиданные и необычные вопросы.

Метод морфологического анализа является единовременно мето¬дом психологической активизации творческого процесса. Его досто¬инство в том, что он помогает преодолеть трудности при рассмотре, нии значительного многообразия комбинаций возможных решений.

Сущность метода морфологического анализа заключается в со¬единении в единую систему методов выявления, обозначения, под¬счета и классификации всех выбранных вариантов какой-либо фун¬кции данной инновации. Любая инновация связана со стремлением уменьшить объем вложения капитала и снизить степень риска, ко¬торая всегда сопутствует нововведению. А эти две характеристики инновации находятся в прямой зависимости от числа требуемых из¬менений.

Морфологический анализ проводится по следующей схеме, состо¬ящей из шести последовательных этапов: 1 этап: формулировка проблемы.

2 этап: постановка задачи.

3 этап: составление списка всех характеристик обследуемого (предполагаемого) продукта или операции.

4 этап: составление перечня возможных вариантов решения по каждой характеристике. Этот перечень заключается в таблицу, на-зываемую «морфологическим ящиком».

Морфологический ящик — это многомерная таблица. В простей¬шем случае при методе морфологического анализа составляется дву¬мерная морфологическая карта: выбираются две важнейшие харак¬теристики продукта, составляют по каждой из них список всевозможных форм воздействия или альтернатив, затем строят таблицу, осями которой являются эти списки. Клетки такой табли-цы соответствуют вариантам решения исследуемой проблемы.

Условный пример. В качестве осей берем части продукта или эта¬пы операции. Обозначаем их буквами А, Б, В, и т. д. Затем записыва¬ет возможные альтернативы по каждой оси. Это будут элементы осей: А-1, Б-1, и т. д. Тогда морфологический ящик может выглядеть следующим образом:

А-1;А-2;А-3;А-4 Б-1;Б-2;Б-3 В-1;В-2 Г-1;Г-2

Из этого ящика извлекаем сочетания элементов, например: А-1, Б-2, В-2, Г-1. Общее число вариантов в морфологическом ящике рав¬но произведению числа элементов на осях. В нашем примере коли¬чество вариантов равно 4x3x2x2 = 48.

Из этих 48 вариантов выбираем один вариант. А для этого надо все их перебрать, т. е. проделать трудоемкую работу. 4 5 этап: анализ сочетаний. 6 этап: выбор наилучшего сочетания.

В нашем примере это означает, что из полученных 48 вариантов выбираем только один вариант. Выбор обычно производится путем перебора всех вариантов без исключения. Следовательно, это до¬вольно трудоемкая работа.

При методе морфологического анализа применяются следующие специфические понятия:

I. Морфологически интервал широкой области (экономической, технической, технологической и т. д.). Морфологически интер¬вал представляет целое множество дискретных точек (или ко¬ординат), каждая из которых соответствует определенной ком¬бинации переменных величин. Эти переменные величины есть параметры.

Пространство имеет столько измерений, сколько имеется пара¬метров. У 2. Морфологическое расстояние между двумя точками простран¬ства. Морфологическое расстояние между двумя точками про¬странства определяется числом параметров, которые не явля-ются общими для двух вариантов.

Здесь следует иметь в виду, что два варианта, которые отли¬чаются друг от друга только одним параметром, являются морфологически близкими вариантами. Но одновременно эти два варианта отличаются по многим (т. е. всем осталь¬ным) параметрам и являются морфологически далекими друг от друга.

3. Морфологическая окрестность. Морфологическая окрест¬ность представляет собой множество точек, каждая из которых

. морфологически близка к другой точке.

4. Поверхность морфологической окрестности. Поверхность мор¬фологической окрестности представляет собой множество всех вариантов, отличающихся от точек данной окрестности самое большое одним параметром. Площадь поверхности морфоло¬гической окрестности равна числу таких точек.

5. Скачок (или прорыв). Скачок, или прорыв, означает, что в ре¬зультате исследований была разработана такая новая система, которая произвела революцию в экономике, технике, техноло¬гии и т. п.

Появление скачка в данной области равносильно освоению но¬вой большой территории. Скачок в области инновационного продукта или операции способствует быстрому захвату рынка как своей страны, так и зарубежных стран.

Вероятность любого скачка в единицу времени представляет при всех прочих равных условиях убывающую функцию, аргументом которой является морфологический интервал, отделяющий его от современного уровня развития экономики, техники, технологии и т. п.; математическая запись такой функциональной зависимости может быть, например, следующая:

При этом в любом случае нововведения будут возникать в непо¬средственной близости от старых ( в морфологическом смысле) ново¬введений, прежде всего за счет проникновения в соседние, еще не ис¬следованные области на границах уже освоенных территорий.