SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

σμος + центр) система философских взглядов, в которых космос (как философское понятие) занимает центральное место.


БЫТИЕ, центр. филос. понятие, характеризующее всё существующее - как актуально, так и потенциально

(действительное Б., возможное Б.), как в реальности, так и в сознании (мысли, воображение); предмет особой

филос. дисциплины - онтологии. Противоположность Б.- ничто.

ДИАЛЕКТИКА [от греч. dialektik; (techne) - искусство вести беседу, искусство спора], филос. метод; в

системе ср.-век. образования - одно из семи т.н. свободных искусств

КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria - высказывание; признак) (филос.), первопонятия, предельно общие,

основополагающие понятия, классы, типы; в ср.-век. философии назывались также предикаментами.

ЭПИКУРЕИЗМ, учения, исходившие из идей Эпикура. Школа в Афинах - "Сад" Эпикура; крупнейший

предст. Э. в Риме - Лукреций. В новое время развивался в эпоху Возрождения, затем - в течениях 17-18 вв.

(П. Гассенди). Как этич. принцип родствен эвдемонизму; впоследствии вульгарно толковался в духе

гедонизма.

ЭКЛЕКТИЗМ (эклектика) (от греч. eklektikos - выбирающий), механич. соединение разнородных, часто

противоположных принципов, взглядов, теорий, худ. элементов и т.п.; в архитектуре и изобр. иск-ве

сочетание разнородных стилевых элементов или произвольный выбор стилистич. оформления для зданий

или худ. изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование ист. стилей в архитектуре

и худ. пром-сти 19 в.).

ХРИСТИАНСТВО, одна из трёх т.н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). В основе - вера в

Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя, воплощение Второго лица триединого Божества (см. Троица).

МАТЕРИЯ (лат. materia), вещество; субстрат, субстанция; содержание. В лат. филос. язык термин введён

Цицероном как перевод греч. hyle (собств.- древесина). Понятие М. как субстрата вещественного мира было

выработано в греч. философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом М. понималась как неоформленное

небытие (meon), чистая потенция (см. Форма и материя). Сформулированное Декартом понятие М. как

телесной субстанции (в противоположность "мыслящей" субстанции), обладающей пространств.

протяжённостью и делимостью, легло в основу материализма 17- 18 вв. М.- центр. категория диалектич.

материализма. АСКЕТИЗМ (от греч. asket;s - упражняющийся в чём-либо), ограничение или подавление чувственных

желаний, добровольное перенесение физич. боли, одиночества и т.п., присущие практике филос. школ (напр.,

киников) и особенно разл. религий (монашество и т.п.). Целью А. может быть достижение свободы от

потребностей, сосредоточенности духа, подготовка к экстатич. состояниям, достижение "сверхъестеств.

способностей" (йога), в христ-ве - соучастие в "страданиях" Христа. Нередкий мотив А.- отказ от пользования

привилегиями в условиях обществ. неравенства (толстовцы и др.)

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos - разглядывающий, расследующий), филос. позиция, характеризующаяся

сомнением в существовании к.-л. надёжного критерия истины. Крайняя форма С.- агностицизм.

Направление др.- греч. философии: ранний С. (Пиррон), С. Академии платоновской (Аркесилай, Карнеад),

поздний С. (Энесидем, Секст Эмпирик и др.). В новое время (16-18 вв.) синоним свободомыслия, критики

религ. и филос. догм (М. Монтень, П. Бейль и др.).

СТОИЦИЗМ [от греч. stoa - портик (галерея с колоннами в Афинах, где учил философ Зенон - основатель

С.)], направление антич. философии. Древняя Стоя (3-2 вв. до н.э.) - Зенон из Китиона, Клеанф, Хрисипп;

Средняя Стоя (2-1 вв. до н.э.) - Панеций и Посидоний (стоич. платонизм); Поздняя Стоя (1-2 вв.), рим. С.-

Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий.



ТЕОЦЕНТРИЗМ — концепция, согласно которой Бог (см.) трактуется как совершенное бытие и высшее благо. Почитание Бога, служение ему выступает, согласно Т., фундаментом морали.

Креационизм.

Креационизм - учение, согласно которому все организмы были одновременно и независимо созданы Творцом в том виде, в каком они существуют сейчас.

лат.Creatio - создаю

Персонализм

(от лат. persona — личность), теистическое направление современной буржуазной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности — бога.

ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ (от лат. рrovidentia - провидение), истолкование ист. процесса как осуществления

замысла Бога. Присущ теизму, характерен для ср.-век. историографии (Августин и др.).

АВТОРИТАРИЗМ (от лат. auctoritas - власть), система власти, характерная для антидемокр. полит. режимов.

Обычно сочетается с личной диктатурой. К ист. формам А. относятся азиат. деспотии, тиранич. и

абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, воен.-полицейские и фаш.

режимы, разл. варианты тоталитаризма. ТЕОДИЦЕЯ (франц. theodicee - оправдание Бога, от греч. theos - бог и dike - справедливость), общее

обозначение религ.-филос. доктрин, стремящихся согласовать идею благого и всемогущего Бога с наличием

мирового зла, "оправдать" Бога как творца и правителя мира вопреки существованию тёмных сторон бытия.

Термин введён Г.В. Лейбницем (1710)

ТЕОКРАТИЯ (от греч. theos - бог и ...кратия), форма правления, при к-рой глава гос-ва (обычно

монархического) является одноврем. его религ. главой.

СХОЛАСТИКА (от греч. scholastikos - школьный, учёный), тип религ. философии, характеризующийся

соединением теолого-догматич. предпосылок с рационалистич. методикой и интересом к формально-логич.

проблемам; получила наиб. развитие в Зап. Европе в ср. века.

РЕАЛИЗМ (от ср.-век. лат. rеаlis - вещественный, действительный), в философии - направление, признающее

лежащую вне сознания реальность, к-рая истолковывается либо как бытие идеальных объектов (Платон,

ср.-век. схоластика), либо как объект познания, независимый от субъекта, познават. процесса и опыта (филос.

Р. 20 в.).

НОМИНАЛИЗМ, направление ср.-век. схоластич. философии, к-рое, в противоположность реализму,

отрицало реальное существование общих понятий (универсалий), считая их лишь именами (лат. nomen - имя,

nominalis - именной, отсюда назв.), словесными обозначениями, относимыми ко множеству сходных

единичных вещей (крайний, или строгий, Н.- И. Росцелин и др.), или чисто мыслит. образованиями,

существующими в уме человека (концепты, отсюда назв. этого "умеренного Н." - концептуализм; осн. П.

Абеляром). Возник в 11-12 вв., получил особое развитие в 14-15 вв. (У. Оккам и его школа)

РЕНЕССАНС (франц. Renaissancе), см. Возрождение.



В эпоху В. распространились филос. идеи неоплатонизма (М. Фичино) и пантеизма (Ф. Патрици, Дж. Бруно

и др.), были сделаны выдающиеся науч. открытия в области географии (Великие географические открытия),

астрономии (разработка Н. Коперником гелиоцентрич. системы мира), анатомии (Везалий).

ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс), период в культурном и идейном развитии стран Зап. и Центр. Европы (в

Италии 14-16 вв., в др. странах кон. 15-16 вв.), переходный от ср.-век. культуры к культуре нового времени.

Отличит. черты культуры В.: светский характер, гуманистич. мировоззрение (см. Гуманизм), обращение к

культурному наследию античности, как бы "возрождение" его (отсюда назв.). В. возникло и ярче всего

проявилось в Италии, где уже на рубеже 13-14 вв. (см. Проторенессанс) его провозвестниками выступили

поэт Данте, художник Джотто и др. Творчество деятелей В. проникнуто верой в безграничные возможности

человека, его воли и разума, отрицанием схоластики и аскетизма (гуманистич. этика итальянцев Лоренцо

Валлы, Пико делла Мирандолы и др.). Пафос утверждения идеала гармонич., раскрепощённой творч.

личности, красоты и гармонии действительности, обращение к человеку как к высш. началу бытия, ощущение

цельности и стройной закономерности мироздания придают иск-ву В. большую идейную значительность,

величеств. героич. масштаб.



СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. saecularis - мирской, светский), 1) обращение гос-вом церк. собственности

(преим. земли) в светскую. С. широко проводилась во время Реформации. 2) В Зап. Европе переход лица из

духовного состояния в светское с разрешения церкви. 3) С кон. 19 в. обозначение всякой формы эмансипации

от религии и церк. ин-тов.

ГУМАНИЗМ (от лат. humanus - человеческий, человечный), признание ценности человека как личности, его

права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия

оценки обществ. отношений. В более узком смысле - светское вольномыслие эпохи Возрождения,

противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых

произведений классич. Древности

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от антропо... и центр), воззрение, согласно к-рому человек есть центр и высш. цель

мироздания.

РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio - преобразование), обществ. движение в Зап. и Центр. Европе в 16 в.,

направленное против католич. церкви. Начало Р. положило выступление в 1517 в Германии М. Лютера.

Идеологи Р. выдвинули тезисы, к-рыми фактически отрицалась необходимость католич. церкви с её

иерархией и духовенства вообще, отвергалось католич. Священное Предание, отрицались права церкви на

зем. богатства и др

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. рrоtеstans, род. п. рrоtеstantis - публично доказывающий), одно из осн.

направлений в христ-ве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество

самостоят. течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты,

адвентисты и др.).

НАТУРФИЛОСОФИЯ (нем. Naturphilosophie), философия природы, умозрит. истолкование природы,

рассматриваемой в её целостности. Ранняя др.-греч. Н. досократовского периода (милетская школа и др.)

явилась по существу первой ист. формой философии вообще. Интерес к природе в эпоху Возрождения вызвал

новый расцвет Н. (Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанелла, Дж. Кардано, Парацельс, Ф. Патрици). В нем.

классич. философии получила особенное развитие у Ф.В. Шеллинга и его последователей (Л. Окен, X.

Стеффенс, Г. Карус, Г. Шуберт, Д.М. Велланский и др.). Развитие эксперим. естествознания в новое время

привело к вытеснению Н. теориями природы, базирующимися на естественно-научных данных.

ПАНТЕИЗМ (от пан... и греч. theos - бог), религ. и филос. учения, отождествляющие Бога и мировое целое.

Пантеистич. тенденции проявляются в еретич. мистике ср. веков. Характерен для натурфилософии

Возрождения и Б. Спинозы, отождествившего понятия "Бог" и "природа".

ДЕИЗМ (от лат. deus - бог), религ.-филос. доктрина, к-рая признаёт Бога как мировой разум,

сконструировавший целесообразную "машину" природы и давший ей законы и движение, но отвергает

дальнейшее вмешательство Бога в самодвижение природы (т.е. "промысел божий", чудеса и т.п.) и не

допускает иных путей к познанию Бога, кроме разума (см. Естественная религия). Получил распространение

среди мыслителей Просвещения, сыграл значит. роль в развитии свободомыслия в 17-18 вв.

КОПЕРНИК (Kopernik, Copernicus) Николай (1473-1543), польск. астроном, создатель гелиоцентрич. системы

Мира(гелеоцентризм). Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение мн. веков учения о центр.

положении Земли



МЕХАНИЦИЗМ, мировоззренч. принцип, выдвинутый в 17-18 вв. и объясняющий все явления мира (в т.ч.

живой природы и общества) на основе понятий и методов классич. механики. Характеризуется строгим

детерминизмом и противостоит телеологии.

ДЕДУКЦИЯ (от лат. deductio - выведение), вывод по правилам логики; цепь умозаключений (рассуждение),

звенья к-рой (высказывания) связаны отношением логич. следования. Началом (посылками) Д. являются

аксиомы, постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений ("общее"), а концом -

следствия из посылок, теоремы ("частное"). Если посылки Д. истинны, то истинны и её следствия. Д.- осн.

средство доказательства (см. Аксиоматический метод, Индукция)

ЭМПИРИЗМ (от греч. empeiria - опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт

единств. источником достоверного знания. Противостоит рационализму. Как целостная гносеологич.

концепция Э. сформировался в 17-18 вв. (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д. Юм); элементы Э.

присущи позитивизму, неопозитивизму (логич. Э.).

РАЦИОНАЛИЗМ (от лат. rationalis - разумный, ratio - разум), филос. направление, признающее разум основой

познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против

ср.-век. схоластики и религ. догматизма, классический Р. 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г.

Лейбниц) исходил из идеи естеств. порядка - бесконечной причинно-следств. цепи, пронизывающей весь

мир. Науч. (т.е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно Р., достижимо только посредством

разума - одновременно источника знания и критерия его истинности. Р. - один из филос. источников

идеологии Просвещения.

СЕНСУАЛИЗМ (от лат. sensus - восприятие, чувство), направление в теории познания, согласно к-рому

ощущение и восприятие - основа и гл. форма достоверного познания. Противостоит рационализму. Осн.

принцип С.- "нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах" - разделяли П. Гассенди, Т. Гоббс, Дж. Локк,

К. Гельвеций, Д. Дидро, П. Гольбах, а также Дж. Беркли, Д. Юм.

ИНТУИЦИЯ (ср.-век. лат. intuitio, от intueor - пристально смотрю), способность постижения истины путём

непосредственного её усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность

выходить за пределы опыта путём мысленного схватывания ("озарения") или обобщения в образной форме

непознанных связей, закономерностей.

МОНИЗМ (от греч. monos - один, единственный), способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете

одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего. Противоположность М.- дуализм

(признающий два независимых начала) и плюрализм (исходящий из множественности начал

ЛЮРАЛИЗМ (от лат. рluralis - множественный), 1) филос. учение, согласно к-рому существует неск. (или

множество) независимых начал бытия или оснований знания. Термин "П." введён X. Вольфом (1712). 2)

Характеристика демокр. полит. системы общества, при к-рой социальные группы имеют орг. (институц.)

возможности для выражения своих интересов через своих представителей (полит. партии, профсоюзы, церк.

и др. орг-ции).

ТЕОЛOГИЯ (от греч. theos - бог и ...логия) (богословие), совокупность религ. доктрин и учений о сущности и

действии Бога. Предполагает концепцию абс. Бога, сообщающего человеку знание о себе в откровении. В

строгом смысле о Т. принято говорить применительно к иудаизму, христ-ву и исламу.

КАТОЛИЦИЗМ, одно из осн. направлений в христ-ве. Разделение христ. церкви на католич. и

православную произошло в 1054-1204; в 16 в. в ходе Реформации от К. откололся протестантизм.

Организация католич. церкви отличается строгой централизацией, иерархич. характером; центр - папство,

глава - папа Римский, считающийся преемником апостола Петра. Резиденция папы - Ватикан. Источники

вероучения - Священное Писание и Священное Предание, к-рое включает помимо древней традиции,

постановлений первых 7 Вселенских соборов (4- 8 вв.) решения последующих церк. соборов, папские

послания.

СКЕПТИЦИЗМ (от греч. skeptikos - разглядывающий, расследующий), филос. позиция, характеризующаяся

сомнением в существовании к.-л. надёжного критерия истины. Крайняя форма С.- агностицизм.

Направление др.- греч. философии: ранний С. (Пиррон), С. Академии платоновской (Аркесилай, Карнеад),

поздний С. (Энесидем, Секст Эмпирик и др.). В новое время (16-18 вв.) синоним свободомыслия, критики

религ. и филос. догм (М. Монтень, П. Бейль и др.).

ЭПИСТЕМОЛОГИЯ (от греч. epist;me - знание и ...логия), то же, что теория познания.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ (гносеология, эпистемология), раздел философии, в к-ром изучаются закономерности

и возможности познания, отношения знания к объективной реальности, исследуются ступени и формы

процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности. Обобщая методы и приёмы,

используемые совр. наукой (эксперимент, моделирование, анализ и синтез и т.д.), Т.п. выступает в качестве

её филос.-методол. основы.

ФЕНОМЕН (от греч. phainomenon - являющееся), 1) необычный, исключительный факт, явление. 2) Филос.

понятие, означающее явление, данное нам в опыте, чувственном познании (в противоположность ноумену,

постигаемому разумом).

НОУМЕН (от греч. noumenon), умопостигаемое в противоположность феномену, т.е. постигаемому

чувствами; термин впервые употреблён Платоном.

ТРАНСЦЕНДЕНТНЫЙ, запредельный по отношению к к.-л. определ. сфере, к миру в целом;

противоположность имманентного. Одно из центр. понятий ряда филос. течений, характеристика Абсолюта,

превосходящего всякое бытие (Единое в неоплатонизме); в богословских учениях - синоним потусторонности

Бога. В философии И. Канта - выходящее за пределы возможного опыта ("мира явлений") и недоступное

теоретич. познанию (напр., идея Бога, души, бессмертия).

КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ, центр. понятие этики И. Канта, безусловное общеобязат. формальное

правило поведения всех людей. Требует поступать всегда в соответствии с принципом, к-рый в любое время

мог бы стать всеобщим нравств. законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к средству.

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ (теология кризиса), ведущее направление в европ. протестантизме

20-30-х гг. 20 в. Исходило из идей С. Кьеркегора, гл. предст.- К. Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман, Ф. Гогартен и

др.; в США - Р. Нибур. Резко противопоставив "религию" как свод предметных действий и представлений и

"веру" как личную "встречу" с Богом, Д.т. выступила против растворения религии в культуре у идеологов

либерального протестантизма 19 - нач. 20 вв., за возвращение к первонач. идеям Реформации; подчёркивала

абс. "несоизмеримость" Бога и всего человеческого. Распалась в 1930-40-х гг.

КОММУНИЗМ (от лат. communis - общий), общее название разл. концепций, в основе к-рых - отрицание

частной собственности (первобытный К., утопич. К. и др.), в марксистской концепции ист. процесса -

обществ.-экон. формация, сменяющая капитализм и проходящая в своём развитии две ступени (фазы) -

низшую, наз. социализмом, и высшую, наз. полным К.

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, филос. учение марксизма. Осн. принципы Д.м. сформулированы в

40-х гг. 19 в. К. Марксом и Ф. Энгельсом, в 20 в. разрабатывались В.И. Лениным. Согласно Д.м.,

действительность носит всецело материальный характер и "отражается" в сознании человека, движение и

развитие мира - результат его внутр. противоречий; осн. законы этого развития: единство и борьба

противоположностей, переход количеств. изменений в качественные, закон отрицания отрицания. В СССР

Д.м. был провозглашён единств. теоретич. основой науки, культуры и социальной жизни в целом, поставлен

на службу идеологии и политики компартии.

ВОЛЯ, способность к выбору деятельности и внутр. усилиям, необходимым для её осуществления.

ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, филос. течение кон. 19 - нач. 20 вв., исходящее из понятия "жизни" как некоей

интуитивно постигаемой органич. целостности и творческой динамики бытия. В разл. вариантах этого

течения "жизнь" истолковывается как естеств.-органич. начало в противоположность механич.-рассудочному

[Ф. Ницше, Л. Клагес, Т. Лессинг (Th. Lessing), Л. Фробениус (L. Frobenius) и др.], как космич. сила, создающая

новые формы ("жизненный порыв" А. Бергсона), как ист. процесс, реализующийся в неповторимых

индивидуальных образах культуры (В. Дильтей, Г. Зиммель), к-рая противопоставляется механич.

"цивилизации" (О. Шпенглер). Оказала влияние на неогегельянство, экзистенциализм, персонализм и др.

ИНТУИТИВИЗМ, течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания.

Противопоставление интуиции и интеллекта характерно для философии жизни - А. Бергсона и др., попытка

соединить их - для Н. О. Лосского, С. Л. Франка, Е. Н. Трубецкого, франц. неотомизма, отчасти -

феноменологии.

ПОЗИТИВИЗМ (франц. роsitivisme, от лат. роsitivus - положительный), филос. направление, исходящее из

того, что всё подлинное (позитивное) знание - совокупный результат спец. наук. Осн. в 30-х гг. 19 в. О.

Контом (ввёл самый термин). Различают "классич." П.- Э. Литтре, И. Тэн, Э. Ренан (Франция), Дж.С. Милль,

Г. Спенсер (Великобритания), В.В. Лесевич, М.М. Троицкий (Россия); эмпириокритицизм (махизм); совр.

форма П.- неопозитивизм (см. Аналитическая философия). Оказал влияние на методологию естеств. и

обществ. наук (особенно 2-й пол. 19 в.).

ПРАГМАТИЗМ (от греч. рragmа, род. п. рragmаtos - дело, действие), филос. направление, видящее в практич.

деятельности предпосылку и конечную цель познания и сущностную характеристику человека. В П. понятия и

теории рассматриваются как инстр-ты, орудия в решении практич. задач, этика - как средство организации

жизнедеятельности человеческого сообщества; истина толкуется как практич. полезность. П. возник в 70-х гг.

19 в. в США; осн. идеи высказал Ч. Пирс, доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Ф.К.С. Шиллер, Дж.

Г. Мид. ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ, направление в философии и методологии науки, рассматривающее науч. понятия,

теории и гипотезы как инстр-ты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и

обществом. И. тесно связан с прагматизмом, операционализмом и конвенционализмом. Развёрнутую

концепцию И. сформулировал Дж. Дьюи. Идеи И. оказали влияние на позиции ряда учёных (Г.Р. Кирхгоф, Г.

Герц, П.У. Бриджмен, А.С. Эддингтон).



НЕОПОЗИТИВИЗМ, одно из осн. направлений философии 20 в., форма позитивизма. Осн. идеи восходят к

эмпиризму и феноменализму (Дж. Беркли, Д. Юм). Отвергая возможность философии как теоретич. познания

мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии. Свою задачу видит в разработке метода

логич. или лингв. анализа знания (или языка - научного, философского, обыденного). Идеи Н. получили

выражение в деятельности Венского кружка, на основе к-рого сложился логический позитивизм. К Н.

примыкал ряд представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен), упсальской школы в Швеции и

др. В сер. 20 в. больший вес приобретала лингв. философия. Представители Н. сыграли значит. роль в

развитии совр. формальной логики, семиотики и логики науки.

ПОСТПОЗИТИВИЗМ, термин, обозначающий ряд филос. концепций, возникших в 50- 70-х гг. 20 в. в

процессе критики неопозитивизма. К осн. течениям П. относят критич. рационализм К. Поппера, "науч.

материализм" [Д. Армстронг (D. Аrmstrong)], прагматич. анализ [У. Куайн, М. Уайт (М. Whitе)], концепции П.

Фейерабенда и Р. Рорти, разл. варианты филос. реализма. П. нередко отождествляют с аналитич. философией.

СОБОРНОСТЬ, кафоличность (греч. katholikos - всеобщий), один из осн. признаков христ. церкви,

фиксирующий её самопонимание как всеобщей, универсальной ("единая, святая, соборная и апостольская

церковь" - Никейско-Константинопольский символ веры, 4 в.). Рассматривая С. как специфич. достояние

правосл. традиции (С. как совокупный разум "церк. народа", в отличие от религ. индивидуализма

протестантизма и авторитаризма папы в рим.-католич. церкви), А.С. Хомяков истолковывал её как общий

принцип устроения бытия, характеризующий множество, собранное силой любви в "свободное и

органическое единство" (в социальной философии наиб. приближение к этому принципу усматривалось в

крест. общине). Понятие С. было воспринято рус. религ. философией кон. 19-20 вв.

СВОБОДА, одно из осн. понятий религии, философии и обществ. жизни, имеющее негативный ("С. от" -

независимость от к.-л. внеш. принуждения, судьбы и т.п.) и позитивный ("С. для" как способность и

возможность самополагания, самоопределения) аспекты. В теистич. религиях акт сотворения мира "из

ничего" рассматривается как проявление присущей Богу абсолютной С. В богословских дискуссиях о

соотношении человеческой воли и Божественной благодати и предопределения вырабатывается

представление о С. человека (формальным выражением её является С. выбора между добром и злом,

ставшего неизбежным после грехопадения) как неотъемлемой характеристике его Божественного "образа" и

непременном условии осуществления им своего предназначения - "уподобления" Богу.

В истории философии С. рассматривалась прежде всего как свобода воли; С. человека связывалась с его

характеристикой как разумного (духовного) существа, возвышающегося над сферой природной необходимости

в актах самообладания (господство над страстями и инстинктивными побуждениями), нравств. выбора, в

игре, творчестве и т.п.

ТВОРЧЕСТВО, деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью,

оригинальностью и культурно- ист. уникальностью. Т. специфично для человека, т.к. всегда предполагает

творца - субъекта творческой деятельности.

СЦИЕНТИЗМ (от лат. scientia - наука), абсолютизация роли науки в системе культуры, в духовной жизни

общества; в качестве образца берутся естеств. науки, математика

ВЕРИФИКАЦИЯ (от лат. verus - истинный и facio - делаю), проверка, эмпирич. подтверждение теоретич.

положений науки путём сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувств. данными, экспериментом.

Принцип В. (или верифицируемости) - одно из осн. понятий логического позитивизма.

ПАРАДИГМА (от греч. раradeigma - пример, образец) (филос., социол.), исходная концептуальная схема,

модель постановки проблем и их решения, господствующих в течение определ. ист. периода в науч.

сообществе. Смена П. представляет собой науч. рев-цию.

СТРУКТУРА (от лат. structura - строение, расположение, порядок), совокупность устойчивых связей объекта,

обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т.е. сохранение осн. свойств при разл.

внеш. и внутр. изменениях.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos - разъясняющий, истолковывающий), иск-во толкования текстов

(классич. древности, Библии и т.п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика. В идущих от В.

Дильтея филос. течениях кон. 19-20 вв.- учение о "понимании" (целостном душевно-духовном переживании)

как методол. основе гуманитарных наук (в отличие от "объяснения" в естеств. науках).

АНТРОПОЛОГИЯ (от антропо... и ...логия), наука о происхождении и эволюции человека (см.

Антропогенез), образовании человеческих рас и о нормальных вариациях физич. строения человека. Как

самостоят. наука сформировалась в сер. 19 в. Осн. разделы А.: морфология человека, учение об антропогенезе,

расоведение. С сер. 20 в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединённых под назв. "биология

человека" (изучение физиол., биохим. и генетич. факторов, влияющих на вариации строения и развития

человеческого организма).

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ (греч., букв.- учение о феноменах), 1) описание и классификация предметов к.-л.

отрасли науч. знания. 2) Филос. учение о явлении, по-разному трактовавшееся в истории философии: у И.Г.

Ламберта (1764) - как учение о явлениях, позволяющее отделить истину от видимости; у Г.В.Ф. Гегеля - как

"наука об опыте сознания", его поступат. восхождении от чувственной непосредственности к абс. знанию

("Феноменология духа", 1807); у Ф. Брентано - как часть психологии, описывающая психич. феномены. 3)

Филос. направление 1-й пол. 20 в., основанное Э. Гуссерлем, считавшим задачей Ф. выявление чистой

структуры сознания (его изначальной интенциональности - направленности на предмет) через очищение его

от эмпирич. содержания и освобождение от к.-л. догматич. утверждений, вырастающих на почве обычной,

"естеств. установки" сознания по отношению к миру

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, совокупность психич. процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде

психол. теорий - особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В иррационалистич.

"философии Б." Э. Гартмана - универс. основа бытия. Одно из центр. понятий в психоанализе З. Фрейда и др.

течениях глубинной психологии; в "аналитич. психологии" К.Г. Юнга наряду с личным Б. выделяется

коллективное Б.



ПСИХОАНАЛИЗ (от психо... и анализ), метод психотерапии и психол. учение, развитое З. Фрейдом в кон. 19

- нач. 20 вв., ставящее в центр внимания бессознат. психич. процессы и мотивации. Вытеснение из сознания

неприемлемых для него влечений (преим. сексуальных) и травмирующих переживаний рассматривается в П.

как гл. источник невротич. симптомов и разл. патол. явлений (забываний, ошибочных действий и т.п.). В

основе психотерапии - анализ вытесненных комплексов с помощью свободных ассоциаций, толкования

сновидений и т.п. Психич. структура личности в П.: бессознат. "Оно" (область влечений); сознат. "Я",

сдерживающее импульсы "Оно" посредством разл. защитных механизмов; "Сверх-Я" (область социальных

норм и нравств. установок). Послужил исходной основой многообразных течений глубинной психологии;

оказал влияние на лит-ру и на лит-ведение, иск-ведение и др. гуманитарные науки

ЛИБИДО (лат. libido - влечение, желание, стремление), в сексологии половое влечение. Одно из осн.

понятий психоанализа З. Фрейда, означающее преим. бессознательные сексуальные влечения, способные (в

отличие от стремления к самосохранению) к вытеснению и сложной трансформации (патол. регрессии или

сублимации и т.п.). К.Г. Юнг в полемике с Фрейдом лишил Л. исключительно сексуального характера,

рассматривая его как психич. энергию вообще, своего рода метафизич. принцип психик

СУБЛИМАЦИЯ (психол.), психич. процесс преобразования и переключения энергии аффективных

влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З. Фрейдом (1900),

рассматривавшим С. как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению.

КУЛЬТУРА (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), совокупность

созданных человеком в ходе его деятельности и специфич. для него жизненных форм, а также самый процесс

их созидания и воспроизводства. В этом смысле понятие К.- в отличие от понятия природы - характеризует

мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и

установления (включая такие социальные институты, как право и гос-во), язык и иск-во, технику и

технологию и т.д. Разл. типы К. характеризуют определ. ист. эпохи (антич. К.), конкретные об-ва, народности

и нации (К. майя), а также специфич. сферы деятельности (К. труда, полит. К., худ. К.).

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis - гражданский, государственный), термин, близкий к понятию культура. Ц.

часто наз. поздняя стадия развития культуры, отмеченная возникновением письменности, гос-ва и др. (Л.

Морган и др.), либо локальные разновидности культуры - др.-егип., кит., европ. и др. Ц. (А. Тойнби и др.)

СОЦИОБИОЛОГИЯ, междисциплинарное науч. направление, изучает биол. основы социального

поведения животных и человека, используя данные этологии, генетики, экологии, эволюц. теории,

социальной психологии, этнографии и др. Сложилось в 70-х гг. 20 в., гл. обр. в США - Э.О. Уилсон, Д. Бэрэш

(D. Barash), Ч. Ламсден (С. Lumsden) и др. С. исходит из возможности обнаружения у животных предпосылок

поведенческих форм, свойственных человеку. Изучая альтруистич., эгоистич., агрессивное, половое и др.

типы поведения, С. стремится установить их инварианты у животных и человека. С. исследует проблемы

взаимосвязи биол. и культурного развития (концепция т.н. генно-культурной коэволюции), синтеза биол. и

социогуманитарного знания.

МЕТАФИЗИКА (от греч. meta ta physika - после физики), синоним философии, постигающей путём

умозрения основополагающие принципы (начала) бытия. Термин восходит к названию, данному в 1 в. до н.э.

Андроником Родосским сочинениям Аристотеля по "первой философии" (идущим после его "физики", т.е.

естеств.-научных соч.), предметом к-рой было "бытие как таковое".

ОНТОЛОГИЯ (от греч. on, род. п. ontos - сущее и ...логия), раздел философии, учение о бытии (в отличие от

гносеологии - учения о познании), в к-ром исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и

закономерности; термин введён нем. философом Р. Гоклениусом (R. Goclenius, 1613).

АКСИОЛОГИЯ (от греч. axia - ценность и ...логия), учение о ценностях.

ОБЩЕСТВО, в широком смысле - совокупность исторически сложившихся форм совм. деятельности людей;

в узком смысле - исторически конкретный тип социальной системы, определ. форма социальных отношений

(напр., О., противопоставленное гос-ву, у Гегеля).

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, обозначение в социологии новой стадии обществ. развития,

следующей за индустр. обществом. В разл. концепциях П. о., выдвинутых в кон. 60- 70-х гг. 20 в. (Д. Белл, Г.

Кан, З. Бжезинский, А. Турен и др.), основой поступат. развития общества считается смена разл. эпохальных

технологий, а также отраслевое и проф. разделение труда. Ведущую роль в П.о. приобретают сфера услуг,

наука и образование, корпорации уступают гл. место ун-там, а бизнесмены - учёным и проф. специалистам. В

80-х гг. концепция П.о. получила развитие в теории "информац. общества" (Е. Масуда, Дж. Нейсбит и др.).

МОДЕРНИЗАЦИЯ, изменение, усовершенствование, отвечающее совр. требованиям, вкусам, напр. М.

оборудования.

ЛИБЕРАЛИЗМ, идейное и обществ.-полит. течение, возникшее в европ. странах в 17-18 вв. и

провозгласившее принцип гражд., полит., экон. свобод. Истоки Л.- в концепциях Дж. Локка, физиократов, А.

Смита, Ш. Монтескьё и др., направленных против абсолютизма и феод. регламентации. Идеи Л. получили

первое воплощение в Конституции США (1787) и Декларации прав человека и гражданина (1789) во

Франции. В 19 - нач. 20 вв. сформировались осн. положения Л.: гражд. общество, права и свободы личности,

правовое гос-во, демокр. полит. институты, свобода частного предпринимательства и торговли. Совр. Л.

(неолиберализм) исходит из того, что механизм свободного рынка создаёт наиб. благоприятные предпосылки

для эффективной экон. деятельности, регулирования социальных и экон. процессов; вместе с тем необходимо

постоянное вмешательство гос-ва для поддержания нормальных условий функционирования рынка,

конкуренции. С кон. 20 в. происходит сближение идей Л., консерватизма и социал-демократии.

ФУНДАМЕНТАЛИЗМ, 1) обществ., идеологич., религ. движения, провозглашающие приверженность

исходным идеям, принципам, ценностям определ. учений, доктрин, выдвигающие требования преодоления

появившихся в ходе их развития извращений, уклонов, ересей и восстановления первоначальной чистоты,

"возвращения к истокам". Ф. близок к разл. типам ортодоксии. Он возникает в условиях кризиса к.-л.

движения и, как правило, противостоит, в т.ч. насильств. средствами, процессу перемен, обновлению. 2)

Течение в протестантизме, направленное против либерального протестантского рационализма. Сложилось в

юж. штатах США в 1910-х гг.; отвергало любую критику Библии.