SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Речь как ( искусство) мастерство.Из истории красноречия. Современное ораторское искусство сохранило в себе черты, определившего его в древности. Эти корни нужно искать в античности, где взяла своё начало риторическая наука. Искусство красноречия зародилось в Греции в V-IV веке до н. э., на месте современной Сицилии. Этот период пришёлся на расцвет Афинской демократии. Важную роль в жизнедеятельности государства стали играть Народное собрание и суд, Совет пятисот: вершатся суды, публично решаются вопросы политики. Свободному гражданину нужно красноречие, чтобы вести дела, строить карьеру, отстаивать права. Риторика в древней Греции как наука возникла примерно в 460 году до н. э., её формирование в это время связано с софистами:Коракс (467 год до н. э.) – политический оратор, стал первым автором трактата по риторике и основателем школы, учившей искусству красноречия. Тисий (480 год до н. э.) – основатель античной риторики, написал и издал работу по искусству убеждения, первым ввёл структуру ораторской речи: что говорить вначале и середине, как закончить выступление. Протагор (481–411 год до н. э.) – приобрёл известность в результате своей преподавательской работы, странствовал по свету, ввёл диалоговую форму общения, предлагая собеседникам защищать и отстаивать собственные убеждения. Лисий (443 год до н. э.) – древнегреческий оратор, заложивший основы судебного красноречия, создал своеобразный эталон стиля, которому следовали следующие поколения риторов. Горгий (483 год до н. э.) – основоположник софистики, учитель красноречия в Афинах, разработал приёмы для украшения речи, которые прозвали «горгианскими фигурами». Речь как искусство слова. По мнению Платона, риторика как учение есть сноровка, т. е. умение, ловкость, ему можно научиться,развить в себе способность говорить красиво. Риторика как обучение сноровке и есть мастерствокрасноречия. Мастерство красноречия в условиях демократии не только полезно, но часто и просто необходимо. Навыки публичной речи помогают защититься и в условиях повседневной жизни, и в случае форсмажора, например, в судебной борьбе. Сноровка вкрасноречии помогает убедить сограждан, согласиться на предложения. Платон дает риторике как искусству слова новыйсмысл.В практике диалогов он устанавливает иной вид речи, не свойственный ораторской софистике и эристике. Дополнительно к речи в собрании или в суде, гдеособенно важен результат, устанавливается иной вид речи – диалектика. Диалектика у Платона содержит в себе элементы полемики. Эти отношения представлены схемой.Цель красноречия и ораторства зависит от нравственности оратора. Неэтичные ораторы, по словам Платона, уподобляются людям, таскающим воду в дырявый сосуд решетом.Понимание этики может быть разным. Ученик ГоргияКалликл смело противопоставляет человека толпе, лучших людей – худшим и говорит, по-видимому,справедливо, что толпе свойственно подавлять лучших, если они идут против нее. В понимании Горгия, Калликла и Пола лучшим может быть назван Архелай, властитель Македонии, который убил законных наследников и своих родственников, завладел властью. Он теперь может делать чтоугодно и поэтому счастлив.Платон говорит, что это несчастный человек, так какон сотворил несправедливость.Критерии счастья и цель стремлений у Горгия и егопоследователей – завладеть властью и богатством,чтобы удовлетворять свои желания и прихоти, у Сократа же счастье и цель жизни состоят в справедливости и достойной жизни не в ущерб другим, отсутствиисвоеволия. |