SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

«Культура» в концепции О.Шпенглера

Взаимонепроницаемые культуры О. Шпенглера(1880 – 1936). Книга «Упадок Запада» (1922),
Шпенглер ученик Фробениуса и Ратцеля (Антропогеографии). Заимствовал у них идею о культуре как особом организме, включая «душу культуры» (Фробениус).
Культуры замкнуты и абсолютно неповторимы. Между ними не бывает преемственности. Известны всего семь мировых культур: египетская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, византийско-арабская. Ныне действует в основном западно-европейская и зарождается русская. Каждая культура проходит одни и те же стадии, и каждая из стадий во всякой культуре «имеет определенную длительность, всегда одну и ту же».
«Душа» и возрасты культуры. Проводит жесткую границу между природой и культурой. Историю и ее феномен культуру невозможно разлагать и измерять. Ее можно только сопереживать и творить. Над нею властвует не закон, а судьба. Культура постигается не разумом, а образной интуицией. Глубинный исток культуры иррационален. Коллективная душа народа, «душа культуры» рождается на фоне ландшафта, местной природы. Душа эта выбирает себе «первосимвол», из которого как из эмбриона развертываются ее особенности. Для греков это человеческое тело, для арабов – арка, для египтян – дорога, для европейца – бесконечность.
Культура – это не сумма выговоренных идей, не разум, а «повадка», «такт», «ритм». Как о человеке судят не по его словам, а по манере и жестам.
У античных греков «аполлоновская душа», возникшая в горной и пересеченной местности. Прекрасное тело ведет к зрительным образам, телесности идей и богов. Не интересует индивид, поэтому у скульптур невыразительные лица.
У европейца «фаустовская душа», родившаяся на равнинных просторах Северной Европы. Здесь царит бесконечность, устремление вдаль. Бог здесь невидим, вечен и всесилен. Он – идея. Отсюда вытекают догматизм и религиозная нетерпимость. Здесь же рождаются и социалистические идеи, идеи жизни ради будущего.
Окончательно душа выражает себя не в философии и науке, а в жестких формах – архитектуре, технике. Это «цивилизация».
Цивилизация – это предсмертная стадия культуры. Ее признаки: на смену деревне и небольшому городу, где жизнь нормальна в единстве с природой, приходят мировые столицы, вместо поэзии и ремесел – машины. Высшее творение цивилизации – империализм. Весь мир становится одним огромным городом. Вместо здорового быта – новые кочевники, презирающие крестьянский труд. Вместо любви к родине – космополитизм. Искусство становится массовым и спортивным, пропитанным сенсациями и скандалами. Империализм нередко трансформируется в социализм с уравниловкой и стагнацией производства.
В недалеком будущем грядут войны и востребованная ими власть «сильной личности». Как в Древнем Риме. Это Закат Европы.
Заключение. Он лишь констатировал победу цивилизации над культурой (и социализм, и империализм – это цивилизация, а не культура) и считал это преддверием конца. Но не человечества. После гибели предстоит новый расцвет, но в других расах и культурах. Не исключалось, что в России.