SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Запад и Россия в концепции Н.Я. Данилевского. Евразийская этнология.

Культурно-исторические типы Н.Я. Данилевского (1822 – 1885). Книга «Россия и Европа» (1869).
- «Запад ненавидит Россию, т.к. видит в России и славянстве чуждую и враждебную силу». Это происходит потому, что Европа уже вступила в период упадка, а Россия – молодая, поднимающаяся сила.
- предлагает теорию культурно-исторических типов. Каждая культура представляет особый культурно-исторический организм (как отдельный животный вид). Концепция направлена против просветительской идеи прогресса и повсеместно одинакового однолинейного развития (в русле романтических идей о «национальном духе
- Каждый последующий тип чем-то превосходит предшествующий (схожесть с эволюционизмом). Каждый тип работает не только для себя, но и для мира. Народы сменяют друг друга в качестве лидера (Гегель). Сейчас время России со всемирно-исторической миссией – спасти мир.
- идея национальной исключительности русских: против европейского образования и просвещения, заимствования политических форм, против свободы слова, конституции, парламента. Призывает опираться на «народную почву», где уже заложены и общественное мнение и справедливость.
Культуры и этносы у Данилевского. Теперь можно рассмотреть концепцию культурно-исторических типов Данилевского подробнее.
- биологически человечество едино, но культуры полностью подчиняют себе биологическую жизнь этноса. Носители мировой истории – не народы, а культуры. А они разные. Культуры можно упорядочить;
1) Морфологический принцип - определяет сущность культуры, специфическое для каждой соединение языка, этнографии, хозяйства, политики, духовной жизни и т. д. В своей совокупности они и образуют культурно-исторический тип. Есть разные виды культурно-исторических типов: творческий, разрушительный и этнографический. Каждый тип рождается, расцветает и через 1500 лет умирает. У каждого свои древность, средневековье и новый период. Таким образом, он проходит жизненный цикл, который можно разделить на 4 периода: 1) этнографический (ок. 1000 лет), 2) государственный (400 л.), 3) творческий или цивилизационный (100 – 150 л.) и 4) период апатии – это период отчаяния или слепого самодовольства. Культуры плодоносят только один раз в жизни.
2) Эволюционный принцип - следующий тип превосходит предыдущий. Всего типов в истории было 13: египетский, китайский, древнесемитский, индийский, иранский, новосемитский, греческий, римский, арабский, романо-германский (европейский), перуанский, мексиканский, славянский.
3) Сравнение этносов. Ценность этносов разная. Одни творческие, другие – «мусорщики истории» (монголы, гунны). Но каждый народ удачлив в иной сфере: древние евреи создали монотеистическую религию, греки – искусство, римляне – право, европейцы – политику и технику, славяне отличаются во всех видах человеческой. деятельности, но особенно – в нравственной.
Он приписывал русскому национальному характеру следующие черты: 1) «огромный перевес» общественного над индивидуальным, 2) послушность властям, 3) непротивление, ненасильственность действий, 4) уважение к соседям, даже завоеванным, 3) готовность к реформам.
4) Контакты и особый путь для России. Смешение культур вредно, ибо чужое часто гибельно. Результаты контакта по Данилевскому могут быть таковы: 1) «прополка» (колонизация), либо 2) «прививка» (аккультурация) – для России это «европейничанье», ложный путь инициированный Петром, либо же 3) «удобрение» – плодотворный контакт, когда заимствования носят частный характер и переосмысляются. Словом, Данилевский ратовал за изоляционизм. Его цель – во что бы то ни стало предохранить Россию от Западного влияния, сохранить ее самобытность. Россия очень самобытна и отличается от Европы многим:
* Россия не входила в империю Карла Великого;
* в ней не было рыцарства, религиозных орденов, Реформации и нужды в ней (мог бы добавить: не было Возрождения);
* не было схоластики, науки опыта, либерализма, городских коммун (а Новгород? Псков?), парламентаризма;
* Ее роль построить новую для Европы культуру на православной нравственности. Данилевский занял ведущее положение среди славянофилов, книга его стала «библией славянофильства».