SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Экономика и религия по М. Веберу

Веберовский анализ религий. Наиболее антропологическая часть Веберовской концепции – его анализ религий. В отличие от Дюркгейма для Вебера не священное, сакральное, является определяющим для сущности религии. По Веберу, всякое религиозное или магическое действо направлено на посюсторонние цели – регулирование погоды, лечение болезни, предсказание и т. д. Поэтому религия вполне рациональна. Специфика ее – сосредоточенность на необычных, исключительных способностях индивида – колдуна, мага, жреца, самого верующего. Подыскать этим способностям рациональное объяснение – задача мифологии. Таким образом, если для Дюркгейма суть религии в обществе, то для Вебера ключ к религии – в индивиде, в его психике.
Но поскольку цели религиозной деятельности посюсторонние и практические, Вебер классифицировал религии в зависимости от социальной среды их создания и бытования. Религии земледельческих народов, крестьянских – магические, основанные на магии плодородия. Религии городских культур – рациональные, построенные на организации ритмов производств и жизни. Религии завоевателей, воинов – фаталистические, они всегда пронизаны верой в рок, судьбу. Религии париев – эсхатологические, эксплуатирующие представление о загробном царстве, о воздаянии в потустороннем мире. Мировые же религии, с претензией на универсальность, обычно сотериологические, основанные на мотиве спасения. Это может быть спасение непосредственное, основанное на самостоятельном преуспеянии в самосовершенствовании (буддизм), а может быть спасение через Мессию, спасителя, помазанника Божия, пророка (иудаизм, христианство, ислам).