SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.


Сущность воспитания как общественного явления, его характерные черты и функции.

Социальная природа воспитания, его общечеловеческий и социально-исторический

характер. Факторы воспитания. Соотношение категорий социализации, образования,

воспитания, обучения и развития. Воспитание как управление развитием и

саморазвитием ребенка. Объект и субъект воспитания. Воспитательные

взаимодействия и отношения субъектов воспитания. Основные функции воспитания:

стимуляция развития сущностных сил личности, создание воспитывающей среды,

организация взаимодействия и взаимоотношений субъектов воспитания. Сущность

воспитания как педагогического процесса. Основные характеристики воспитательного

процесса: непрерывность, закономерность, последовательность, целенаправленность,

системно-структурный характер, наличие движущих сил и т.д. Основные этапы

воспитательного процесса: целеполагание, планирование, целереализация, контроль

и оценка. Воспитание как системно-структурное образование. Педагогическая задача

как единица педагогического процесса

Воспитание как общественное явление — сложный и противо¬речивый социально-

исторический процесс вхождения, включения подрастающих поколений в жизнь

общества; в быт, общественно-производственную деятельность, творчество,

духовность; становле¬ние их людьми, развитыми личностями и

индивидуальностями,важнейшим элементом производительных сил общества,

созидателями собственного счастья. Оно обеспечивает общественный про¬гресс и

преемственность поколений.



Воспитание как общественное явление характеризуется следу¬ющими основными

чертами, выражающими его сущность:

а) Воспитание возникло из практической потребности приспособления, приобщения

подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими

стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь

взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность

к труду старших поколений.

б) Воспитание — категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе

с возникновением человеческого общества и существует пока живет само

общество. Оно необходимо потому,

что является одним из важнейших средств обеспечения существования и

преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития

человека. Категория воспитания общая. В ней отражаются закономерные

взаимозависимости и взаимосвязи этогоявления с другими общественными явлениями.

Воспитание включает в себя как часть обучение и образование человека.

в) Воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему

назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно

обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает

общественные противоречия своего времени. В классовом обществе коренные

тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны.

г) Воспитание подрастающих поколений осуществляется за <!--[if !vml]--> <!--

[endif]--> <!--[if !vml]--> <!--[endif]--> счет освоения ими основных элементов

социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением

в обще¬ственные отношения, систему общения и общественно-необходимую

деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воз¬действия и

взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются

воспитательными или воспиты¬вающими, независимо от степени их осознания как

взрослыми, так и детьми. В самой общей форме эти взаимоотношения направлены на

обеспечение жизни, здоровья и питания детей, определение их места в обществе и

состояния их духа. По мере того, как взрослые осознают свои воспитательные

взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели формирования

у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более

педагогическими, сознательно целенаправленными.



На основе осознания взрослыми основных черт воспитания как общественного явления

в обществе возникает стремление к сознательному и целенаправленному

использованию законов воспитания в интересах детей и общества. Старшие поколения

сознательно обращаются к обобщению опыта воспитательных отношений, к изучению

проявляющихся в нем тенденций, связей, законов, к использованию их в целях

формирования личности. На этой основе и возникает педагогика, наука о законах

воспитания и их использовании в целях сознательного и целенаправленного

руководства жизнью и деятельностью детей.



Итак, общественное явление — воспитание — необходимо как способ обеспечения

жизни общества и индивида; оно осуществляется в конкретно-исторических условиях

в результате определен¬ным образом сложившихся общественных отношений и образа

жизни общества; основным критерием его осуществления, реализации является

степень соответствия свойств и качеств личности требованиям жизни.



Прежде чем рассматривать воспитание как предмет педагогики, небезынтересно

познакомиться с различными воззрениями на это понятие. В учебнике Н.И. Болдырева

«Методика воспитательной работы в школе», по которому занималось не одно

поколение советских студентов, дается следующее определение: «Воспитание – это

целенаправленная и взаимосвязанная деятельность воспитателей и воспитанников, их

отношения в процессе этой деятельности, способствующей формированию и развитию

личности и коллективов». С позиций деятельности дает определение и высший в свет

в 1985 году «Краткий психологический словарь». Правда, его определение дано с

заметным «привкусом» идеологии: «Воспитание – это деятельность по передаче новым

поколениям общественно – исторического опыта, диалектико-материалистического

мировоззрения, высокой морали, глубокой идейности, общественной активности,

творческого отношения к действительности, высокой культуры труда и поведения».



Изданный тремя годами позже «Краткий педагогический словарь пропагандиста»

рассматривает воспитание уже не как деятельность, а как процесс: «Воспитание –

объективно – закономерный процесс подготовки людей к трудовой и иной полезной

деятельности в обществе». С таких же позиций определил воспитание и известный

педагог – гуманист В.А. Сухомлинский в книге «Разговор с молодым директором

школы» : «Воспитание в широком смысле – это многогранный процесс постоянного

духовного обогащения и обновления».



Воспитание – процесс всеобщий. Все жизненное пространство, в котором

развивается, формируется и реализует свое природное назначение человек,

пронизано воспитанием.

Воспитание – процесс объективный. Оно не зависит от меры его признания, от

термологических споров и конъюнктурных метаний. Это реальность человеческого

бытия.

Воспитание – процесс многомерный. Его большая часть связана с социальной

адаптацией, с саморегуляцией каждой личности. В то же время другая часть

осуществляется с помощью педагогов, родителей, воспитателей. Воспитание, конечно

же, отражает особенности конкретной исторической ситуации, общее состояние всей

государственной, в том числе образовательной, системы. Оптимальный путь к успеху

– гуманистическая воспитательная система.



Таким образом, воспитание – это и сложный процесс освоения духовной и социально

– исторического наследия нации, и вид педагогической деятельности, и великое

искусство усовершенствования человеческой природы, и отрасль науки – педагогика.



Воспитательный процесс – это профессионально организованный целостный учебно-

воспитательный процесс, характеризующийся совместной деятельностью,

сотрудничеством, культурным содержанием и методами освоения культуры.

Основные компоненты воспитательного процесса:

1. Целевой компонент (цели, задачи и социализация личности).

2. Содержательный компонент (соответствие потребностям личности; стандарт

образования).

3. Операционно-деятельностный (организация деятельности детей на уроках и

во внеурочное время).

4. Аналитико-результативный (анализ результатов педагогической

деятельности).



В системе реальных отношений воспитанника с внешним миром отражаются объективные

причинно-следственные связи, которые приобретают характер педагогических

закономерностей. Из этого следует, что педагогические закономерности есть

отражение прежде всего объективных причинно-следственных связей в системе

реальных отношений воспитанника с внешним миром.



Закономерности и метапринципы воспитания. Среди закономерностей функционирования

и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить

главную - ориентацию на развитие личности, природосообразность воспитания.

Развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных

оснований воспитания. Этой закономерностью обусловлен другой метапринцип

воспитания - принцип его культуросообразности. Этот принцип разрабатывали С. Т.

Шацкий, В. А. Сухомлинский и др. Современная трактовка принципа

культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на

общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и

региональной культур,когда учащийся выступает субъектом воспитания.



Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и

личностного подходов. Личностный подход, ,персонализации педагогического

взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, полисубъектного

(диалогического) подхода. индивидуализации и творческой направленности

воспитательного процесса. Данная закономерность составляет основу такого

метапринципа воспитания, как индивидуально-творческий подход. Индивидуально-

творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности,

выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей: метапринципа, как

профессионально-этической взаимоответственности. Метапринципы гуманистического

воспитания - это концентрированное, инструментальное выражение тех положений,

которые имеют всеобщее значение, действуют в любых педагогических ситуациях и

при любых условиях организации образования. Все принципы определенным образом

соподчинены, Одним из таких принципов является принцип обучения и воспитания

детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных,

групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.



Большую роль в организации воспитания имеет принцип связи воспитания с жизнью и

производственной практикой. Особую роль в воспитательном процессе имеет

обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирование у

воспитанников эстетического отношения к действительности Важнейший принцип

организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с

разумной требовательностью к нему. А. С. Макаренко: как можно больше требований

к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему. Реализация

принципа уважения к личности в сочетании с разумной требовательностью тесно

связана с принципом опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его

личности. Школьники, которым очень часто напоминают о недостатках, начинают

смотреть на себя как на неисправимых.- согласованности требований школы, семьи и

общественности. Управление деятельностью воспитанников требует реализации

принципа увлечения их перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней

радости. Большое практическое значение в управлении деятельностью воспитанников

имеет принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий.

Педагогика, по утверждению А. С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а

параллельного действия. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом

должно быть воздействием на коллектив, и наоборот. Только совокупное действие

всех принципов обеспечивает успешное определение задач, отбор содержания, выбор

форм, методов, средств деятельности педагога и педагогически целесообразную

деятельность воспитанников.



Принципы воспитания: основополагающие идеи или ценностные основания воспитания

человека. Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его

потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют

его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его

осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания. В современной

отечественной педагогике проблема Принципов воспитания не имеет однозначного

решения. Большое число П.в. объясняется различным пониманием педагогами сущности

воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими

соображениями.



Принцип гуманистической направленности воспитания. Идея о необходимости

гуманизации воспитания содержалась уже в трудах Я.А. Коменского, но наиболее

последовательно отразилась в теориях свободного воспитания Ж.Ж. Руссо и Л.Н.

Толстого, а в 20 в. в гуманистических психологии и педагогике. Принцип

предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к

ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, субъект-

субъектных отношений. Реализация этого принципа оказывает существенное влияние

на становление человека, на все аспекты его социализации. Принцип

природосообразности воспитания. Идея о необходимости природосообразности

воспитания зародилась в античности в произведениях Демокрита, Платона,

Аристотеля, а принцип сформулировал в 17 в. Я.А. Коменский. Развитие наук о

природе и человеке в 20 в., особенно учение В.И. Вернадского о ноосфере

существенно обогатили содержание принципа. Его современная трактовка

предполагает, что воспитание должно основываться на научном понимании

взаимосвязи естественных и социальных процессов, согласовываться с общими

законами развития природы и человека, воспитывать его сообразно полу и возрасту.



Принцип культуросообразности воспитания. Идея о необходимости

культуросообразности воспитания появилась в трудах Дж. Локка, К. Гельвеция и

И.Г. Песталоцци. Принцип, сформулированный в 19 в. А. Дистервегом, в современной

трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих

ценностях культуры и строиться в соответствии с непротиворечащими

общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями,

присущими населению тех или иных регионов.



Принцип незавершимости воспитания: вытекает из мобильного характера

социализированности, который свидетельствует о незавершимости развития личности

на каждом возрастном этапе. Соответственно воспитание необходимо строить т.о.,

чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать

себя и других, реализовать свои возможности, найти своё место в мире. Наряду с

общими сложились и специфические принципы воспитания, например, конфессиональная

педагогика формулирует принципы религиозного воспитания, семейная - семейного

воспитания, социальная педагогика - социального воспитания.



Принцип вариативности социального воспитания. В современных обществах

вариативность социального воспитания определяется многообразием и мобильностью

как потребностей и интересов личности, так и потребностей общества.



Принцип коллективности социального воспитания. Идея о том, что коллектив -

важнейшее средство воспитания, появилась очень давно, но интенсивно

разрабатывалась отечественной педагогикой с середины 19 в. Современная трактовка

принципа предполагает, что социальное воспитание, осуществляясь в коллективах

различного типа, даёт человеку опыт жизни в обществе, создаёт условия для

позитивно направленных самопознания, самоопределения, самореализации и

самоутверждения, а в целом - для приобретения опыта адаптации и обособления в

обществе.

Принцип центрации социального воспитания на развитии личности.



Принцип диалогичности социального воспитания. Принцип предполагает, что духовно-

ценностная ориентация человека и в большой мере его развитие осуществляются в

процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых, содержанием которого

являются обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными,

экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей

в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Этот обмен становится

эффективным, если воспитатели стремятся придать диалогический характер своему

взаимодействию с воспитуемыми.



Принципы воспитательного процесса:

• принцип гуманистической направленности деятельности педагогов и

учащихся;

• принцип адекватности системе социальных отношений;

• принцип целенаправленности и комплексности педагогических воздействий;

• принцип интеграции и дифференциации в организации изучения различных

предметов;

• мотивация учебной деятельности;

• принцип индивидуализации в организации учебно-воспитательной

деятельности;

• принцип педагогического оптимизма;

• принцип демократизации в воспитании.



Закономерности воспитательного процесса:

• взаимосвязь форм организации и содержания педагогического процесса;

• единство действий участников педагогического процесса;

• зависимость организации педагогического процесса от возрастных и

индивидуальных особенностей учащихся;

• взаимосвязь процесса образования, обучения, воспитания;

• гармонизация личных и общественных интересов;

• обусловленность содержания педагогического процесса.