SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Естественная природа и социальная сущность человека.


1. Биосоциальная сущность человека. Подчинение жизни человека как биологическим,

так и социальным законам. Формирование человека, как и других организмов, в

процессе эволюции, подчинение его процессов жизнедеятельности (питания и др.)

биологическим законам. Существенные отличия человека от животных — прямохождение

и труд, связанные с ними изменения в строении и жизнедеятельности — наличие в

скелете позвоночника с четырьмя изгибами, сводчатой стопы, особенностей строения

таза, кисти, черепа; увеличение мозга, способность трудиться, создавать орудия

труда, общаться друг с другом, владеть членораздельной речью, отвлеченно

мыслить, создавать науку и искусство, накапливать и использовать опыт

предшествующих поколений, передавать его потомкам. Невозможность объяснить эти

особенности только законами биологической эволюции. Существование законов

развития человеческого общества, в соответствии с которыми подлинно человеческие

черты формируются в процессе жизни человека в обществе, его воспитания. Дети,

выросшие с раннего возраста среди животных, не владеют хорошо развитой речью, не

могут отвлеченно мыслить.







2. Роль человека в биосфере. Целенаправленное воздействие человека как на

неживую природу, так и на ее обитателей. Создание новых сортов растений и пород

животных, изменение ареалов дикорастущих растений и диких животных, охота на

животных, сбор лекарственных трав, использование лугов и степей в качестве

пастбищ. Отрицательное влияние на природу развития промышленности, сельского

хозяйства, транспорта, использования земель под дороги, строительства жилья на

плодородных почвах, эрозии почвы, загрязнения почвы, воздуха, водоемов,

сокращения численности видов, гибель многих из них. Сокращение биологического

разнообразия, повышение численности ряда видов насекомых, бактерий, грибов и

других организмов в результате деятельности человека. Ухудшение экологических

условий, необходимых для жизни не только человека, но и растений, животных,

грибов. Необходимость сохранения биологического генофонда самого человека, учета

человеком в своей хозяйственной деятельности законов природы, разработки мер

регулирования численности видов, сохранения среды обитания организмов.



Важнейшим следствием эволюции человека является раздвоение его сознания на

биологическую (животную) и социальную сущность. Борьба внутри нас животного и

разумного – тот механизм, который мы обрели, дабы убежать от животного. Но в

этом стремлении биологическая сущность как пространство, вмещающее разумность,

не может быть оставлена человеком никогда. Разумность – интегрированная сущность

в биологическое (животное начало). И вот эта животная сущность человека (борьба

за существование) неожиданно обнажилась в общественных отношениях в современных

условиях техницизма, неограниченного спроса и предложений, в которых доминируют

пороки. А слишком высокий спрос на пороки, лишает возможность власти управлять

обществом, поскольку (разврат, алкоголизм, наркотики, азартные игры, субкультура

шоубизнеса и т.д.) приносит большие доходы бизнесу и бюджету страны.

Неуправляемость процессами социализации общества представляет собой основную

причину современного кризиса гуманитарной культуры. Животное, добравшееся до

современных технологий, способно разрушить то, что создавал разум.

Биологическая сущность в человеке – от животных. Она есть проявление и следствие

естественной эволюции живого. Человек – производное эволюции животных через

эволюцию примат. Как и животному человеку присущи: близкий способ питания,

размножения, борьба за существование (выживание), инстинкты, включая инстинкты

самосохранения, полового влечения и т.д.

Социальная сущность – следствие становления и развития вначале примитивного

сознания у животных, сознания на уровне необходимости создания семьи, стада (а в

нем вожака), затем сознания, закрепившего необходимость объединения гоминид в

группы (орды) для достижения условий их выживания под влиянием вызовов природной

среды. И только позже человек создает социальную структуру рода, общины,

государства, социокультурное пространство, науку, технологии. Оказывает влияние

на саму среду и многообразие животного и растительного мира. Человек

превращается в один из факторов эволюции живого на Земле.

Высшей формой социализации явилось случайное (в результате ожесточенной борьбы

за существование) выделение самим человеком себя и своих примитивных социальных

групп (орд) из природы в борьбе за выживание. То есть социальная, общественная

(как позже и духовная) сущность сотворена самим человеком в результате развития

его сознания. Человек создал племена, власть, государство и право. Объединился в

народы, этносы. Сформировал культуру, технологии, науку. Создал структуру

мирового сообщества. Поэтому нельзя наделять социальной сущностью самою природу,

поскольку она не имеет никакого отношения к ее проявлению в человеке. Природа

создала только биологическую сущность гоминид, социальную же в них позже человек

сотворил сам.