SHPORA.net :: PDA | |
Main FAQ гуманитарные науки естественные науки математические науки технические науки Соотношение национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СПОСОБ ВХОЖДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В МИР НАУКИ И КУЛЬТУРЫ Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, и применительно к человеку это взращивание, совершенствование, формирование его образа. Принимая во внимание данную трактовку, культура выступает предпосыл-кой и результатом образования человека. В процессе образования человек осваивает культурные ценности (историче-ское наследие искусства, архитектуры). Поскольку достижения познавательного характера представляют собой совокупность материаль¬ного и духовного достояния человечества, постольку освоение исходных научных положений также является об¬ретением культурных ценностей. В итоге было сформули¬ровано дидактическое понятие культуры — обучение и воспитание молодого поколения средствами культуры. «Теперь "образование" теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей». Х.-Г. Гадамер. «Истина и метод» Процесс взаимодействия, как присвоение и создание человеком новых культурных ценностей, в рамках образо¬вательной системы является созиданием. То есть связан с культурой в ее динамическом аспекте. Процесс общения педагога с представителями разных наций и народностей, обучающимися в многонациональ¬ной России, выступает как опыт межкультурного общения и межнациональной коммуникации. В современном обра¬зовательном учреждении реализуется принцип диалога культур (русской, европейской, американской, западной и восточной). Данный принцип осуществляется в рамках новых учебных курсов: «Мировая художественная культура», «Этика и эстетика», «История науки». Как известно, язык является способом познания окружающего мира и сред-ством коммуникации. Одновременно он выступает в качестве хранителя и выра-зителя духовной культуры, которая передается как от поколения к поколению, так и в условиях образовательных учреждений. Не случайно уровень культуры эпохи (и отдельного человека) определяется отношением к языку как отдельной представляющей целостной культуры. Поэтому миссия образования состоит в том, чтобы сформировать у молодого поколения ответственное отношение к родному и иностранному языку, к сохранению и обогащению исторических, научных и культурных ценностей. Таким образом, соотношение образования и культуры можно рассматривать в разных аспектах: ? в рамках культурологической парадигмы педагогической системы; ? в через формирование поликультурного образования; ? в условиях культурно-исторического типа образовательной системы (вуза, школы); ? как систему культурно-образовательных центров в рамках одной или разных стран; ? через анализ учебных дисциплин культурологической направленности; ? путей и способов развития культуры субъектов образования (педагогической культуры и умственной культуры учащихся); ? описания и прогнозирования образа культурного и образованного человека конкретной исторической эпохи; через раскрытие специфики культурно- об¬разовательной среды растущего человека; – обобщения, сохранения и возрождения культурно-образовательных тради¬ций народа, этноса, нации. Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из следствия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. То есть образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Поэтому образование становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер (экономики, политики, культуры), так и всего общества. Рассмотрим основные социокультурные функции и развивающийся потенциал современного образования. 1. Образование — это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Содержание образования черпается и непрерывно пополняется из культурного наследия различных стран и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, а также из жизни и практики человека. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство. Поэтому в мировом сообществе высказываются требования формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места и страны его проживания, типа и уровня получения образования) Образование ? это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Велика миссия образования в развитии у молодого поколения ответственного отношения к культуре родного языка и языков международного общения. Этому способствуют диалогические формы обучения. Диалог — это форма субъект- субъектного познания окружающего мира. Он имеет особое значение на стадии распознавания сущностного, эвристического и креативного в предлагаемой учебной информации. Образовательная среда, сформированная в школе или вузе, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Данный выбор определяет манеру общения и стиль поведения, которые в дальнейшем проявятся в межличностных и деловых контактах взрослого человека. Одновременно образование представляет собой процесс трансляции культурно- оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В связи с этим все отчетливее видна зависимость развитых отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации граждан. Духовное в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культуру. Носителем культуры выступает семья, и первая осваивается в процессе обучения и самообразования, воспитания и самовоспитания, профессиональной деятельности и общения с окружающими людьми. Однако именно в процессе обучения воспитания человек обретает социокультурные нормы, имеющие историческое значение для развития цивилизации, общества и человека. Поэтому при определении целей и задач образовательных систем уточняют социальный заказ. В свою очередь содержание образования может быть ограничено стандартами peгиона, страны, всего мира, которые учитывают характер взаимодействия человека с культурными ценностями, меру и степень их присвоения и созидания. 2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. Образование проявляет себя как практика социализации человека и преемственности поколений людей. В разных социально-политических условиях, (и в период реформ) образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Не случайно одной из главных задач образования является подготовка молодого поколения к самостоятельной жизни и формирование образа будущего. Перспектива будущего открывается в ходе освоения различных форм жизнедеятельности человека (обучения, труда, общения, профессиональной деятельности, досуга). В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов и бытия людей в целом именно образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям. В критические моменты истории необходимо обеспечить преемственность культурно- образовательной традиции, сохраняя самобытность народа и сложившуюся систему ценностей. Сохранение вышеозначенных составляющих способствует их интеграции в системе мировых ценностей как элементов макро-социума. При этом традиция выполняет определяющую функцию в процессах образования и воспитания нового поколения. Жизнь человека — это звено в цепи поколений. То есть человек живет в про- странстве социально-культурной традиции, которая оказывает существенное вли-яние на формирование его характера, стиля поведения, устремлений, ценностей и интересов. В связи с этим отношения между традицией и новациями в сфере обра- зования и воспитания человека воплощают взаимосвязь между образованием и культурой народов в целом. Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, или воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереоти¬пы, или совершенствуя его. Социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается: • в формировании образа жизни, принятого в обществе; • в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно- бытовой); • в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества. Поэтому для каждой социально-экономической формации и культурно-исто-рического этапа развития общества и государства характерна своя система обра-зования, а для народа, нации — система воспитания. Однако в международных педагогических системах существуют общие черты. Именно они закладывают ос-новы для процесса интеграции в мировое образовательное пространство. Какие культурно-образовательные традиции, сложившиеся в разных цивили-зациях, известны и сегодня? Например, рациональная логика обучения в школе и вузе исторически сложи¬лась в европейской цивилизации. В азиатской цивилизации конфуцианство сформировалось в качестве методо-логии образования и воспитания человека. В процессе истории воспитание складывалось на Руси как «воспитание миром». Именно в России для воспитательного воздействия на человека часто использова¬ли общественное мнение. Поэтому теория воспитания человека в коллективе и через коллектив, созданная А. С. Макаренко, лишь подводила некоторый итог су¬ществующей традиции. 3. Образование является механизмом формирования общественной и ду-ховной жизни человека и отраслью массового духовного производства. Образовательные и воспитательные учреждения концентрируют высшие об-разцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Поэто-му социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в воз-можности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целост¬ной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и разви¬тие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны. 4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности. В процессе обучения и воспитания человек осваивает социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, межличностных и деловых контактов. Не случайно смысл образования видят не только в трансляции социального опыта во времени, но и в воспроизводстве устоявшихся форм общественной жизни в пространстве культуры. 5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций. Специфика населения отдельных регионов обусловливает характер педагогических задач. Молодежь включается в духовную жизнь города или села посредством образования. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения. Так, например, разработка образовательного стандарта определяется спецификой региона страны. Например, для школ Санкт-Петербурга в региональный компонент включена дисциплина «История и культура Санкт-Петербурга», для школ Дагестана – «История и культура народов Кавказа». 6. Образование является тем социальным институтом, через который передауются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. Образовательные системы — это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуал но и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е годы приоритет отдается подготовке предприимчивого и коммуникабельного человека, владеющего иностранными языками. Если в первый период высокий социальный статус имели физики, математики, инженеры, то сегодня социально значимы юристы экономисты и бизнесмены, а также гуманитарии — филологи, переводчики, преподаватели иностранных языков. Образовательные учреждения — это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. В данном контексте образовательные учреждения включены в социальную практику. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны. Осуществление социальной функции требует прогнозирования и планирования развития образовании. Последнее становится значимым компонентом в процессе формирования государственной образовательной политики страны. Государственную норму того или иного типа образования определяет государственный образовательный стандарт. Одним из главных направлений такой политики является разработка государ¬ственных образовательных стандартов для школы и вуза. Государственные образовательные стандарты определяют обязательную учеб¬ную программу каждой школы или вуза. Такой стандарт состоит из двух частей. Первая часть — это набор обязательных для всех школ или вузов дисциплин, вто¬рая часть— дисциплины по выбору. На уровне Российской Федерации первую часть называют федеральным, а вторую — региональным компонентом. На уров¬не конкретного учебного заведения первая часть — обязательные дисциплины учебного плана для всех учащихся, вторая часть — предметы по выбору. Стан¬дарт включает обязательный набор требований к подготовке выпускника школы или вуза. 7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке. Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на про¬тяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профес¬сиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности. Этот факт до¬казывается исследованиями и образовательной практикой. В образовательном процессе педагоги создают условия и выбирают такие средства и технологии, ко¬торые обеспечивают личностный рост обучающихся, развитие их субъектных свойств и проявление индивидуальности. Каждая учебная дисциплина и опреде¬ленная образовательная технология ориентированы на развитие данных качеств. Резюме Культура и образование остаются в центре внимания всего мирового сообщества. Они выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и разви-тия цивилизации. Взаимодействие культуры и образования может рассматриваться в разных ас-пектах: • на уровне социума, в историческом контексте; • на уровне конкретных социальных институтов, сферы или среды развития человека; • на уровне учебных дисциплин. Образование человека и образовательную систему рассматривают только в конкретном социокультурном контексте, в связи с многогранностью их отно-шений. Образование выполняет социокультурные функции: • является способом социализации личности и преемственности поколений; • средой общения и приобщения к мировым ценностям, достижениям науки и техники; • ускоряет процесс развития и становления человека как личности, субъекта и индивидуальности; • обеспечивает формирование духовности в человеке и его мировоззрения ценностных ориентаций и моральных принципов. |