SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

История, ее роль в системе человеческих знаний. Представления об историческом процессе.

История, ее роль в системе человеческих знаний. Представления об историческом процессе.

История как наука и ее роль в обществе
1.Предмет и структура исторической науки.
2.Историческое сознание и его уровни.
3.Функции исторической науки.
4.Основные этапы и подходы в развитии исторической науки.
5. Принципы и методы исторической науки.
6. Исторические источники.
1.Предмет и структура исторической науки.
Слово «история» (ίστορία) в переводе с древнегреческого языка означает«рассказ о прошедшем», «повествование о том, что удалось узнать». В современности это понятие имеет несколько значений. Так называют процесс развития природы и общества, в контексте которого можно говорить об истории самых разных объектов и явлений (истории галактики, истории растений, истории языка, история права и т. д.), им обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, в разговорной речи слово «история» используют как синоним слов «прошлое», «происшествие», «случай». В рамках настоящего курса термин «история» используется в первую очередь для обозначения одной из гуманитарных дисциплин, науки (или комплекса наук), занимающаясяизучением прошлого человеческого общества во всем его многообразии.
Объектом изучения истории является исторический процесс в целом(исторический процесс развития человечества). Предмет истории – изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса, все проявления жизни человечества, начиная с зарождения человеческогообщества и до настоящего времени. В соответствии с этим главной задачейистории следует считать познание (изучение и осмысление) прошлогочеловечества, необходимое для понимания современного состояниячеловеческого общества и предвидения его развития в будущем.
История – многоотраслевая наука, включающая в себя целый ряд научных дисциплин, подразделяющихся на основные и вспомогательные. Основные исторические науки - исторические науки, которые специализируются поопределенным принципам: хронологическому (по историческим эпохам – история первобытного общества, средних веков, новейшего времени),географическому (история отдельных континентов, регионов, стран), сферам человеческой (общественной) деятельности (история культуры, политики, экономики, права, военная история), по уровням (фактологическая, теоретическая или аналитическая история) и методам (историческая библиография (методы внешнего поиска) (археология (методы внешнего поиска и извлечения), все остальные исторические науки (методы внутреннего мышления) научного познания.
Помимо этого существуют вспомогательные исторические науки - это исторические дисциплины, создающие научно-познавательные предпосылки и условия для основных исторических наук. Они также разделяются на общие(методология исторической науки, историческая библиография, историография, источниковедение, методика исторического исследования, организация исторической науки и исторического исследования) и специальные,исследующих определенные формы и виды исторических источников(генеалогия, геральдика, историческая метрология, нумизматика, палеография, хронология, сфрагистика и др.). Генеалогия – наука о возникновении и истории родов и лиц различного социального происхождения.Геральдика(позднелатинское heraldica, от heraldus — глашатай), вспомогательная историческая дисциплина, изучающая гербы как специфический источник.Истори́ческая метроло́гия (от греч. μέτρον — мера, измерительный инструмент)— вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры — длины, площади, объёма, веса — в их историческом развитии.Палеография (от палео и графия), специальная историко-филологическая дисциплина, изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора. Историческая (техническая) хронология — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летосчисления и календари разных народов и государств и помогающая устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников. Сфрагистика(от греч. σφραγις — печать), или сигиллография (от лат. sigillum — печать) — вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.
2. Историческое сознание и его уровни.
В процессе изучения истории формируется историческое сознание. Под историческим сознанием в науке понимается совокупность представлений общества в целом, его социальных групп и каждого человека в отдельности о своем прошлом и прошлом всего человечества. Историческое сознание – результат познавательной деятельности, бесконечного процесса накопления исторических знаний.
Как и любая формы общественного сознания, историческое сознание имеет сложную структуру, в которой условно можно выделить четыре уровня.
Первый (низший) уровень исторического сознания формируется также, как и обыденное, на основе накопления непосредственного жизненного опыта, когдачеловек на протяжении своей жизни наблюдает какие-то события, или дажеявляется их участником.
Следующая ступень исторического сознания может формироваться под влиянием художественной литературы, кино, радио, телевидения, театра, живописи, знакомства с историческими памятниками. На этом уровне историческое сознаниетакже еще не превращается в систематическое знание. Образующие его представления еще отрывочны, хаотичны, не упорядочены в хронологическом отношении. Такие впечатления объясняются силой таланта большого художника, который, владея словом, кистью, оказывает на человека огромное эмоциональное воздействие.
Третья ступень исторического сознания формируется на основе собственно исторических знаний, приобретаемых на уроках истории в школе, где учащиесявпервые получают представления о прошлом в систематизированном виде.
На четвертой (высшей) ступени формирование исторического сознания происходит на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, на уровне выявления тенденций исторического развития. На основе накопленных историей знаний о прошлом, обобщенного исторического опыта формируется научное мировоззрение, предпринимаются попытки получить более-менее четкое представление о природе и движущих силах развития человеческого общества, его периодизации, смысле истории, типологии, моделях общественного развития.
Формирование исторического сознания на теоретическом уровне помогает мыслить историческими категориями, видеть общество в развитии, осмысливать исторический процесс в динамике, в хронологической взаимосвязи времен.Носителем этого уровня исторического сознания является историческая наука.Обладая систематизированными научными знаниями истории общества,историческая наука может определить ведущие тенденции общественного развития, сформулировать некоторые прогнозы.
3.Функции исторической науки.
Исходя из выше сказанного мы можем выделить целый ряд социально значимых функций, которые выполняет история.
– познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, суть которой заключается в понимании и объяснении исторических процессов и явлений
– практически-рекомендательная (практически-политическая) функция помогает выявлять на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, вырабатывать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений
– прогностическая функция заключается в возможности предвидения будущего на основе анализа исторических событий прошлого и настоящего
– воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция отвечает за формирование исторического сознания, самоидентификацию общества и личности, способствует формированию гражданских, нравственных качеств и ценностей на исторических примерах.
– функция социальной памяти – заключается том, что история является средством сохранения духовного наследия, передачи социально-значимой исторической информации из поколения в поколение.
Существование и дальнейшее развитие любого народа неразрывно связано с его историческим прошлым. Народ без исторической памяти обречен на деградацию и исчезновение. Кроме забвения истории существует и другая опасность – искажение исторического прошлого. Причиной этого может быть и отсутствие научных исследований по истории народа, и отсутствие интереса к этим исследованиям у большинства населения. В результате все исторические события воспринимаются на уровне обыденного сознания, факты искажаются или забываются, и создается отрывочная полумифическая картина, ведущая к утере подлинной исторической памяти. Другой причиной может быть целенаправленное искажение исторического прошлого. Обычно это делается с определенными политическими целями в интересах отдельных политических партий и групп населения. Во избежание подобных трансформаций, в историческом знании должно поддерживаться равновесие познавательного, практического и социального начал.
4. Основные этапы и подходы в развитии исторического познания.
Развитие исторических знаний. История, как форма человеческих знаний, появилась еще на заре человеческой цивилизации. На первом этапе формирования она тесно переплетена с фольклором и мифологией. Родоначальником историипринято считать древнегреческого писателя Геродота из Фурий (ок. 485–425 гг. до н. э.), создавшего труд «История» о событиях греко-персидских войн. С течением времени интерес к изучению истории только возрастал. Но в большинстве случаев исторические сочинения носили чисто описательный характер, призваны были восхвалять, назидать, а то и просто развлекать. В античности история рассматривалась как один из видов искусства. Она была тесно связана с литературой, философией, географией. Покровительницей истории считалась одна из девяти муз – Клио, дочь Зевса и богини памяти Мнемозины. Имя Клио произошло от греческого слова «прославляю», что прямо указывало на основную ее задачу.
В средние века история тесно связывалась с идеей божественного предопределения (примером этого могут служить западноевропейские средневековые хроники). Вполне очевидно, что в таких случаях говорить об исследованиях в современном смысле этого слова не приходится. В Средневековье историческая мысль развивалась под влиянием церковно-религиозной идеологии, поэтому исторический процесс развития общества трактовался идеалистически. Ведущей исторической концепцией стала концепция провиденциализма (по воле провидения), разработанная Августином Блаженным (354-430). Популярной, как и в древности, была история великих людей и героев.
В эпоху Возрождения (XV–XVI вв.) европейские историки и писатели (такие как Леонардо Бруни (1370/74–1444), Никколо Макиавелли (1469–1527), Франческо Гвиччардини (1483–1540) впервые попытались определить внутренние закономерности исторического процесса опираясь на критику источников ирациональное истолкование фактов. Западноевропейские историки и философыНового времени, пересмотрели идею бога как творца истории и попытались объяснить причинно-следственную связь материального мира исходя из него самого, но тем не менее они придерживались идеалистических взглядов.Переворот в историческом знании, с которым можно связывать рождение истории-науки, произошёл в XIX столетии, когда с появлением и развитием социологии были предприняты первые попытки выявления структуры человеческого общества и рассмотрения человеческой истории, как единого закономерного процесса. Дальнейшее накопление и систематизация конкретно-исторического материала, выработка чётких правил исторического исследования и постепенное расширение прежде сравнительно узких рамок изучаемого предмета привели к тому, что со второй половины XIX в. историческая наука шаг за шагом превращается во всё более сложную и обширную область знаний.
На протяжении всей истории человеческой мысли оформились и получили развитие разные концепции и подходы к пониманию мирового исторического процесса и все они в той или иной степени несовершенны. Можно выделить несколько основных подходов.
Наиболее древними являются мифологические и религиозные концепции, в рамках которых история рассматривается как результат действия сверхъестественных сил, как их каприз или упорядоченный замысел. В христианской церковной историографии сутью и смыслом исторического процесса считается движение человечества к спасению, приближение к богу, духовный прогресс, а движущей силой истории – божественная воля, направляющая мир к конечной цели, божий промысел, провидение. Такой подход получил название – провиденциализм. Кроме того к концепциям такого типа можно отнести и объективно-идеалистические философские концепции. Так, например, согласно Г.В.Ф. Гегелю главную роль в историческом процессе играют объективные надчеловеческие силы – Абсолютный Дух, у А.Шопенгауэра Мировая Воля и т.п.
Субъективистские концепции представляют историю, как чреду деяний выдающихся личностей, сосредотачивают внимание на внутреннем мире подобных людей. Зародившись в античности, воспрянув с гуманизмом Ренессанса, этот подход остается актуальным до сих пор («психоистория», историко-биографический жанр).
В XIX в. появилась материалистическая концепция развития исторического процесса. Автором ее стал немецкий мыслитель К. Маркс. Его концепция базируется на 4 основных принципах:
1) Принцип единства человечества и, следовательно, единства исторического процесса.
2) Принцип исторической закономерности. Маркс исходит из признания действия в историческом процессе общих, устойчивых, повторяющихся существенных связей и отношений между людьми и результатами их деятельности.
3) Принцип детерминизма - признание существования причинно-следственных связей и зависимостей. Из всего многообразия исторических явлений Маркс считал необходимым выделить главные, определяющие. Таким главным, определяющим в историческом процессе, по мнению ученого, является способ производства материальных благ.
4) Принцип прогресса. С точки зрения К.Маркса, исторический прогресс - это поступательное развитие общества, поднимающееся на все более высокие уровни.
Соответственно этим принципам человеческое общество закономерно, поступательно развивается как единое целое и должно проходить в своем развитии определенные этапы. Эти этапы он и назвал «общественно-экономические формации». Основу общественно-экономической формации, по Марксу, составляет тот или иной способ производства, который характеризуется определенным уровнем и характером развития производительных сил и соответствующими этому уровню и характеру производственными отношениями. Главные производственные отношения - это отношения собственности. Совокупность производственных отношений составляет его базис, над которым надстраиваются политические, правовые и иные отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют определенные формы общественного сознания: мораль, религия, искусство, философия, науки и т.д. Этими формациями являлись первобытнообщинная,- рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется на основе социальной революции, являющейся результатом борьбы классов – господствующего и угнетенного. Классовая борьба объявлялась важнейшей движущей силой истории, а революции К.Маркс называл «локомотивами истории» Сильная сторона этой концепции состоит в том, что на основе определенных критериев она создает четкую объяснительную модель всего исторического развития. Однако однолинейный подход к историческому процессу и не предусматривает особенностей развития каждой из стран (особенно Восток). Кроме того, такой подход абсолютизирует роль конфликтных отношений, превалирует экономический аспект, совершенно не учитывается личностный, человеческий фактор, как движущая сила истории.
Цивилизационный подход. Цивилизационный подход в объяснении исторического процесса начал складываться еще в XVIII в. Однако свое наиболее полное развитие он получил лишь в конце XIX-XX вв. Представители этого направления Н. Данилевский, А. Тойнби, О. Шпенглер и др. подчеркивали особую роль религии в формировании цивилизационной идентичности. Они утверждали, что цивилизации представляют собой типы человеческих сообществ, вызывающие определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев.
Цивилизационный подход имеет ряд сильных сторон:
1) его принципы применимы к истории любой страны или группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества, с учетом специфики стран и регионов. Отсюда проистекает универсальность данной методологии; 2) ориентация на учет специфики предполагает представление об истории какмноголинейном, многовариантном процессе; 3) цивилизационный подход не отвергает, а, напротив, предполагает целостность, единство человеческой истории. Цивилизации как целостные системы сопоставимы друг с другом. Это позволяет широко использовать сравнительно-исторический методисследования. В результате такого подхода история страны, народа, региона, рассматривается не сама по себе, а в сравнении с историей других стран, народов, регионов, цивилизаций. Это дает возможность глубже понять исторические процессы, зафиксировать их особенности; 4) выделение определенных критериев развития цивилизации позволяет историкам оценить уровень достижений тех или иных стран, народов, регионов, их вклад в развитие мировой цивилизации; 5) цивилизационный подход отводит подобающую роль в историческом процессечеловеческому духовно-нравственному и интеллектуальному факторам. В этом подходе важное значение для характеристики и оценки цивилизации имеют религия, культура, менталитет.
Слабость же методологии цивилизационного подхода состоит в аморфности критериев выделения типов цивилизации. Это выделение сторонниками данного подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные для многих обществ.
.
Еще одним подходом к пониманию развития общества связан с новой научной школой, возникшей во второй четверти XX в.– школой «Анналов» (М. Блок, Ф. Бродель, Л. Февр). С формированием данного направления связывают революционные изменения в исторической науке. Их суть заключалась в том, что произошла замена классической «истории – повествования» «историей – проблемой», а также предпринимались попытки создать «тотальную» историю, то есть историю, описывающую все существующие в обществе связи – экономические, социальные, культурные. Ученые стали ставить в центр своих исследований не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом, пытаясь вскрыть глубинные структуры, существующие в течение больших временных отрезков.
Такой подход потребовал привлечения данных смежных наук - социологии, этнографии, географии и т.д., а также расширения круга исторических источников.
Сторонники данного направления изучают массовые представления людей той или иной эпохи (история ментальностей), смену ценностных установок на протяжении веков, проблему исторической памяти и т.д.
.
5.Принципы и методы исторической науки.
Процесс становления исторической науки был неразрывно связан с совершенствованием методологии истории, т.е. всего того комплекса принципов и приемов, в рамках которого осуществляется историческое исследование.
К основным принципам научного исторического исследования относятся:
– принцип объективности, который подразумевает воссоздание исторической действительности с опорой на подлинные факты и знание объективных закономерностей исторического развития. Каждое явление необходимо исследовать, учитывая как положительные, так и отрицательные его стороны, независимо от субъективного отношения к нему, не искажая и не подгоняя имеющиеся факты под заранее выработанные схемы;
– принцип детерминизма – научный подход, согласно которому все наблюдаемыеявления не случайны, а имеют причину, обусловлены определенными предпосылками, и вся действительность предстает как сплетение причинно-следственных связей;
– принцип историзма, требующий рассмотрения исследуемого явления с учетом конкретных хронологических рамок и конкретной исторической обстановки. При этом нужно рассматривать явление в развитии, т.е. учитывать, какие причины породили его, как оно сформировалось и как видоизменялось со временем. Необходимо также исследовать каждое явление в совокупности с другими явлениями, имевшими место в тот период и развивавшимися во времени, в их взаимосвязи и взаимообусловленности (принцип единства исторического процесса);
– принцип социального подхода, подразумевающий необходимость учитывать интересы, традиции и психологию определенных классов, сословий, социальных слоев и групп, соотнесение классовых интересов с общечеловеческими, субъективный момент в практической деятельности правительств, партий, личностей;
– принцип альтернативности, допускающий возможность многовариантного исторического развития. Руководствуясь им, исследователь создает модели альтернативного развития путем сопоставления с аналогичными явлениями мировой истории, определяет степень вероятности осуществления того или иного события. Признание исторической альтернативности позволяет увидеть неиспользованные возможности и извлечь уроки на будущее.
Методы, используемые в историческом исследовании, можно разделить на две группы: общенаучные и специальные (частнонаучные). Общенаучные методыподразделяются на эмпирические (наблюдение, описание, измерение, сравнение, эксперимент) и теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, абстрагирование, обобщение, аналогия, инверсия, моделирование, системно-структурный подход, построение гипотез). К специальным историческим методамотносятся:
– конкретно-исторический или идеографический метод; суть его – в описании фактов, явлений и событий, без чего невозможно ни одно исследование;
– сравнительно-исторический метод; подразумевает, что явление изучается не само по себе, но в контексте подобных явлений, разнесенных во времени и пространстве; сопоставление с ними дает возможность глубже понять исследуемый феномен;
– историко-генетический метод; связан с прослеживанием генезиса – т.е. зарождения и развития изучаемого явления;
– ретроспективный метод; заключается в последовательном проникновении в прошлое с целью выявления причин событий;
– историко-типологический метод; связан с классификацией объектов познания по избранному признаку (признакам) для облегчения их анализа (в чистом виде предстает, например, в археологии, где обширные классификации и хронологии строятся на определенных видах орудий труда, керамики, украшений, форме погребений и пр.)
– хронологический метод; предусматривает изложение исторического материала в хронологической последовательности.
Кроме того, в исторических исследованиях используются методы других наук, приходящих на помощь истории в рамках междисциплинарного взаимодействия: лингвистики, антропологии, биологии, медицины, социологии, психологии, географии, геологии, физики, химии, математики (статистики). Значительная часть этих методов применяется при посредничестве источниковедения, в процессе расширения источниковой базы.
6. Исторические источники.
Существует несколько способов классификации исторических источников.Исторические источники подразделяются на 7 видов: письменные, вещественные, этнографические, устные, лингвистические, фотодокументы, кинодокументы.Например, письменные источники включают летописи, законодательные акты, материалы делопроизводства, протоколы, договоры, дневники, мемуары, переписки, а вещественные: картины, рельефы, изображения на стенах или на любой другой поверхности и керамика и др.
Исторический источник также можно разделить на внутренние (то есть созданные внутри исследуемого региона) и внешние (когда описание создается людьми, выходящими за пределы данного исторического контекста, как например Византийские источники по истории Древней Руси). Исторические источники также делят на намеренные и ненамеренные. М. Блок в качестве примера намеренного источника приводит «Историю» Геродота, а в качестве примера ненамеренного источника — древнеегипетский погребальный папирус. Т. о. намеренные источники — это те источники, которые создавались с расчётом на то, что их будут изучать потомки. Примеры намеренных источников —летописи, мемуары. Ненамеренные источники не предназначались для потомков. Примеры ненамеренных источников — деловая переписка, служебные документы. Оба типа источников имеют свои + и -. Намеренный источник как правило передают хронологию исторических событий и их связь. В то же время эти источники часто субъективны. Ненамеренные источники часто фрагментарны, но они дают историку те сведения, которые отсутствуют в намеренных источниках (например по причине того, что современники не считали эти сведения достаточно значимыми для передачи потомкам)