SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Психологические воззрения в России в XVIII в. Г.С. Сковорода, М.В. Ломоносов.

Как показали исследования истории отечественной культуры, философии и науки, психологические идеи развивались в России еще в X — XV вв. На основе этих предпосылок в XVIII в. сформировались достаточно целостные концепции, которые дали начало материалистическим традициям их последующего развития. В XVIII в. в России складывается система учреждений образования. Открываются училища и школы. Продолжают действовать светско-духовные высшие учебные заведения — Московская Славяно-греко-латинская академия и Киево-Могилянская академия. Здесь было положено начало преподаванию философии, логики и психологии как отдельных от теологии предметов. В Киево-Могилянской академии эти проблемы разрабатывали И. Гизель (XVII в.), С. Яворский, Г. Конисский, Ф. Прокопович (XVIII в.). В 1724 г. была учреждена Академия Наук. По Уставу академики должны были читать лекции и вести обучение студентов в созданном при Академии Академическом университете (занятия в нем начались в 1726 г.). Сюда стали переводить лучших учеников из Славяно-греко-латинской академии и других духовных учебных заведений. В период с 1758 — 1765 гг. Академический университет возглавлял М. В. Ломоносов, бывший одним из первых его студентов. В январе 1755 г. был открыт Московский Университет. Его основателями были императрица Елизавета Петровна, ее фаворит И. И. Шувалов и М. В. Ломоносов. С этого времени начался исторический путь Московского Университета как важнейшего учреждения российского высшего образования и всей русской культуры. Важно отметить, что в рассматриваемый период начался процесс секуляризации знания. О соотношении принципов науки и религии хорошо сказал М. В. Ломоносов: «Неверно рассуждает математик, если хочет циркулем измерить Божью волю, но неправ и богослов, если он думает, что на Псалтыре можно научиться астрономии или химии». Социальную базу отечественной психологии XVIII в. составлял феодально-крепостной строй. Обострение его глубочайших противоречий в художественной форме заклеймил А. Н. Радищев в книге «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), за которую был сослан в Сибирь. Выражая настроения всех прогрессивно мыслящих деятелей русского общества, он потребовал полного уничтожения крепостного права. XVIII в. вошел в историю как век Просвещения — время крупнейших преобразований, предпринятых Петром I . В России широко развернулось просветительское движение, выдвинувшее замечательных деятелей: философа, профессора Московского Университета Н. Н. Поповского, писателя и книгоиздателя Н. И. Новикова; историка, государственного деятеля В. Н. Татищева, писателей А. Д. Кантемира, В. К. Тредиаковского, А.П. Сумарокова, Д. И. Фонвизина, философа, профессора Московского Университета Д. С. Аничкова, профессора права Московского Университета С. Е. Десницкого, философа Я. П. Козельского, писателя и философа П. С. Батурина и др. Украинский мыслитель Г. С. Сковорода (1722 — 1794) заострил внимание на самосознании человека. Защищал принцип «познай самого себя» как необходимое условие совершенствования внутреннего мира. Просветительское движение, имевшее ярко выраженную антикрепостническую направленность, ведущее борьбу с господствующими в официальной науке идеализмом и теологией, выдвинуло в центр проблему человека. В этих условиях материалистическое решение основных психологических проблем приобретало форму борьбы за гуманизм, за освобождение от предрассудков и суеверий. Накапливаются психологические знания о труде и трудящемся; зарождается этнопсихологическое направление как совокупность данных об особенностях психики и обычаях разных народов, населяющих Россию.