SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Развитие психологических учений в античности и средневековье (обзор основных

направлений).



Развитие психологии в период античности

Появление психологии в Древней Греции на рубеже VII-VI вв. до н.э. было связано

с необходимостью становления объективной науки о человеке, рассматривавшей душу

не на основе сказок, мифов, легенд, а с использованием тех объективных знаний

(математических, медицинских, философских), которые возникли в тот период. В то

время психология входила в науку, изучавшую общие закономерности общества,

природы и человека. Эта наука получила название натурфилософии (философии), в

течение долгого периода времени, почти 20 веков, психология оставалась частью

философии. Естественно, что в обширном предмете философии к психологии

относилась область, связанная в первую очередь с человеком, да и само

исследование души (психики) связывалось преимущественно с особенностями психики

человека. В то же время область психического не ограничивалась человеком, но

распространялась на весь мир. Такой подход получил название панпсихизм -

направление, которое считает весь мир одушевленным и наделенным душой. В течение

нескольких веков (примерно до III в. до н.э.) разница между психикой человека и

животных рассматривалась как чисто количественная, а не качественная.

Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект (вода,

земля или воздух), даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть

первоосновой. Уже Анаксимандр (VI в. до н.э.) писал о «беспредельном», т. е. о

таком физическом начале, из которого все возникает и в которое все превращается.

В теориях Левкиппа и Демокрита (V-IV вв. до н.э.) возникла идея атомов,

мельчайших, невидимых миру частиц, из которых и состоит все окружающее.

Атомистическая теория, разработанная этими учеными, была весьма распространена и

являлась составной частью психологических учений многих ученых не только Древней

Греции, но и Рима.

Среди важнейших функций души психологи античности называли познание мира.

Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие)

и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы между

ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в

целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира

становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания

выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный

психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний.

Аристотель, а вслед за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные

процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода

представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя

мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались.

В это время ученые впервые стали задумываться над тем, как же происходит

построение образа мира, какой процесс - ощущение или разум - является ведущим и

насколько построенная человеком картина мира совпадает с реальной. Иначе говоря,

многие вопросы, которые и сегодня остаются ведущими для когнитивной психологии,

были поставлены именно в то время.

В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она

рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось,

что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные

различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам,

что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых

преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве

основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были

сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души,

каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором

поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

Античные ученые поставили проблемы, веками направляющие развитие наук о

человеке. Именно они впервые попытались ответить на вопросы, как соотносятся в

человеке телесное и духовное, разумное и иррациональное и многое иное.

Окончился этот период в III-IV вв., когда зарождающаяся религия начала

доминировать над научными концепциями и стал возвращаться сакральный подход к

знаниям, которые рассматривались не с точки зрения их доказательности, а с точки

зрения веры или неверия. Наступал период Средневековья.

Развитие психологии в период средневековья и эпохи возрождения

Под влиянием атмосферы, характерной для средневековья (усиление церковного

влияния на все стороны жизни общества, включая и науку), утвердилось

представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и

потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

Человеческому суждению может поддаваться лишь внешняя сторона души, которая

обращена к материальному миру. Величайшие таинства души доступны лишь в

религиозном (мистическом) опыте.

После упрочения господства христианской церкви появилась необходимость внести

дополнения, разъяснения или трансформировать некоторые положения христианства.

Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из реалий, для того чтобы

предотвратить распространение ереси, несущей церкви раскол. Так возник новый

этап - патристика, учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться

к знаниям, накопленным в античности. С этого времени и почти до XII-XIII вв.

взаимоотношения церкви и науки снова изменяются, причем церковь становится одним

из главных хранителей и распространителей знаний.

Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте.

Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а светские

люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях

хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг

античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных

ученых, обычно работавших при монастырях. Важным было и то, что в это суровое

время монастыри давали защиту, охраняли от голода и многих болезней, от военных

грабежей. Несмотря на противодействие императоров, власть пап оставалась

достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым попыткам пошатнуть авторитет

церкви. Этому способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований,

большинство светских властителей также были глубоко верующими людьми.

Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже к XII-XIII вв. оно

начало изменяться. Однако для взаимоотношений науки и религии этот поворот

оказался не столь благоприятным, так как духовенство перестало быть единственным

оплотом культуры. В это время стали появляться первые светские университеты,

начала в Болонье, а затем в Париже. Открывались и светские школы - т.е.

грамотными уже были не только монахи, но и аристократия купцы и ремесленники.

Усиление городов с их самоуправлением, для которого необходимо высокое

мастерство и выполнение цеховых правил, требовало и новой культуры, нового

самосознания человека. Появилась и сильная светская власть, которая подчинила

себе церковную.

Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была

достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное

усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания,

развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и строить

свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика связана с

использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда мало

настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на получение и

доказательство знания. Однако со временем схоластика начала тормозить развитие

новых знаний, приобрела догматический характер и превратилась в набор

силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые, неправильные или неверные

в новой ситуации положения. Точно так же и церковь, бывшая в VI-Х вв. во многом

хранительницей знаний, становилась тормозом на пути развития науки. В стремлении

сохранить за собой приоритетные позиции церковь препятствовала развитию новых

концепций, которые противоречили ее многочисленным догмам, причем со временем

этих противоречий становилось все больше, а неприятие возрастало. Именно в

позднем Средневековье приобретала все большее значение инквизиция, которая

пыталась отстоять прежние позиции церкви во власти и науке.

Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и работы

Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали все более

ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн Рушд, Ф.

Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкование

этой теории единственно верное.

К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке,

относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью.

Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о

происхождении общих понятий (универсалии). Наряду с вопросом о взаимосвязи

знания и веры он становится одним из центральных в период схоластики. При этом

реалисты (Эриугена, Гильом, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие

понятия реально существуют еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался

с позицией Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе,

являясь образцом для реальных предметов. Номиналисты (Росцелини, позднее Д.

Скот, У. Оккам), напротив, считали, что общие понятия не существуют в

реальности, есть лишь «дуновение голоса», т.е. слово, которым для удобства

общения фиксируют группу сходных предметов. Основатель концептуализма

(направления, примыкавшего к номинализму) П. Абеляр доказывал, что общие понятия

существуют и вне вещей, в уме человека, т.е. слово - это не только звук, но и

значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям. При этом он одним из

первых (наряду с Эриугеной) отстаивал верховенство разума над верой, говоря о

том, что надо понимать, чтобы верить. Так к XI-XII вв. в науке начал

возрождаться рационализм, который стал ведущим направлением в психологии и

философии Нового времени.

В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки

вопросов психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к

ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней,

проводившееся известным арабским психологом и врачом Ибн Синой. Эти работы

заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и

их влияние на состояние психики.

В церковной психологии также проводились важные исследования, направленные на

изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения

психического напряжения. Однако в трудные для человека моменты, во время

социальных катаклизмов (войн, эпидемий и т.д.), случавшихся достаточно часто,

особенно на протяжении VI-Х вв., этих естественных регуляторов психологической

стабильности оказывалось недостаточно. Поэтому было необходимо разработать

способы эмоциональной разрядки, очищения от страха и чувства вины. Такие способы

были найдены в самой церковной культуре. Это были, прежде всего, обряды исповеди

и покаяния; они давали людям уверенность в возможности очищения, снятия вины за

свои поступки, за нарушения правил, неизбежные в реальной жизни, в возможности

прощения и искупления тех ошибок, которые были ими сделаны. Таким образом,

недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания своих

грехов, что способствовало укорененности и с собой, и с другими, предотвращало

снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно связан с

глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние, которые служили в этом случае

основой для катарсиса.

На вере основывались и способы лечения некоторых психосоматических заболеваний

(например, истерии), которые использовались многими священнослужителями в

средние века. Уверенность людей в том, что данный священник действительно может

им помочь, приводила к тому, что наложение рук, прикосновение к одежде и т. п.

становились мощным стрессовым фактором, излечивавшим больного. Технология

внушения, помогающая при подобных заболеваниях, впоследствии была использована и

в психоанализе.

В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на

управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным

состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи,

то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы,

интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени.