SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

3/Ассоцианизм и его основные характеристики.


СПЕНСЕР: ПРИНЦИПЫ АДАПТАЦИИ К СРЕДЕ



Наряду с Дарвином и одновременно с ним идеи новой эволюционной биологии развивал

английский философ Герберт Спенсер (1820–1903) .

Следуя доминировавшей в Англии традиции, он был приверженцем ассоцианизма.

Однако последний претерпел в труде Спенсера «Основы психологии» (1855)

существенную трансформацию. В нем жизнь определялась как «непрерывное

приспособление внутренних отношений к внешним». Происходящее внутри организма,

стало быть, и сознание, может быть понято только в системе его отношений к

внешней среде. Отношения – это не что иное, как адаптации. С этой точки зрения

должны быть поняты и ассоциации как связи между элементами психической жизни.

Во всей своей прежней истории психология если и искала телесный субстрат

ассоциаций (от Аристотеля до Гартли), то обращалась только к одному направлению,

а именно физиологическому. Строились различные предположения о процессах внутри

организма, проекцией которых становятся связи между психическими явлениями.

Принцип адаптации требовал «покинуть» изолированный организм и искать «корень»

ассоциаций в том, что происходит во внешнем мире, к которому организм

повседневно приспосабливается.

Чтобы выжить, организм вынужден устанавливать связь между объектами этого мира и

своими реакциями на них. Случайные, несущественные для выживания связи он

игнорирует, а связи, необходимые для решения этой задачи, прочно фиксирует,

сохраняет «про запас», на случай новых конфронтаций со всем, что может угрожать

его существованию. Но очевидно, что адаптация в данном случае означает не только

приспособление к новым ситуациям органов чувств как источников информации о том,

что происходит вовне (на манер того, как, например, изменяется чувствительность

глаза в темноте). Утверждался новый вид ассоциаций между внутренними

психическими образами и реализующими адаптацию целостного организма мышечными

действиями.

Здесь свершился крутой поворот в движении психологической мысли. Из «поля

сознания» она устремилась в «поле поведения».

В сочинениях Спенсера («Принципы социологии») содержался подробный обзор

религиозных представлений, обрядов, нравов, обычаев, семейных отношений и

различных общественных учреждений этих народов. Что касается интерпретации

фактов, то эволюционно-биологический подход к культуре вскоре обнаружил свою

несостоятельность в плане как социально-историческом, так и психологическом.

Отныне не физика и химия, как прежде, а биология становится путеводной звездой в

разработке ассоциативной доктрины, обретающей новый облик в бихевиоризме и

рефлексологии.

Спенсер стоял у истоков того пути, по которому продвигались Сеченов, Торндайк,

Павлов, Бехтерев, Уотсон и другие пионеры объективной психологии.

Прежде чем были изобретены объективные методы изучения целостного поведения,

научно-психологическая мысль добилась крупных успехов в экспериментальном

анализе деятельности органов чувств. Эти успехи были связаны с открытием

закономерной, математически исчислимой зависимости между объективными

физическими стимулами и производимыми ими психическими эффектами, ощущениями.

Именно это направление сыграло решающую роль в превращении психологии в

самостоятельную экспериментальную науку.

3. #В. Вундт. Теория “Элементов сознания”. Основы возникновения и основные

направления.



Следуя идеям ассоциатизма, главной задачей психологии как дисциплины он полагал

исследование таких частей сознания, как чувства, положительные и отрицательные

для человека физические волнения, а также закономерности взаимосвязей между

этими частями. Теория В. Вундта получила наименование «теория элементов

сознания». Своим изучением он определил введение в исследование деятельность

центральной нервной системы опытным путем, базируясь на естественнонаучном

методе предшественников в исследовании функционирования психики.

Предшествующие исторические исследования в естественнонаучных областях принадле-

жат деятельности М. В. Ломоносову как одному из родоначальников естествознания,

чьи работы нашли всеобщую известность лишь с середины XIX в. Проведенные им

исследования в сферах химии, физики, астрономии и других науках обусловили

область формирования психологии как науки не только гуманитарного, но и

естественнонаучного содержания.

Предпосылками научно аргументированного исследования психологии также были:

1) миропонимания русских революционных демократов, воздействовавшие на появление

научных подходов (И. М. Сеченова, В. Вунд-та, М. В. Бехтерева, И. П. Павлова),

опытным путем изучающих деятельность психики с физиологических точек зрения;

2) начальные усилия истолкований функционирования мозга;

3) донаучные теоретические идеологии на существенность роли взаимодействия

химических элементов в процессе жизнедеятельности организма при превалирующей

регуляции рациональной основы;

4) работы Ч. Дарвина по теории эволюций и выживаемости видов, что получило свое

развитие в марксистском течении, поддерживающем материалистические,

метафизические взгляды на соотношение природных закономерностей и субъективных

форм психического отображения.

Началом для появления научного направления исследования психики явилось

материалистическое миропонимание на природу и роль мозга как ее главного

носителя познания.

4. #У. Джеймс. Теория потока сознания. Проблема самосознания.

Крупнейшей философско-психологической теорией личности, является концепция

личности американского психолога У.Джеймса (1842 - 1910). Теория У.Джеймса

возникла до психоанализа и позднее, по мере того, как последний получал все

большую популярность, оказалась в течение многих лет в тени. Второе дыхание

теория личности У.Джеймса получила в последнее время. Так как объективные (т.е.

основанные на более менее объективных методах) психологические теории личности

(психоанализ, бихевиоризм и др.) оказались недостаточными для раскрытия

закономерностей «вселенной психики и сознания», поэтому сейчас все более

возрастает интерес к интрапсихологическим теориям - теории измененного сознания,

паранормальным психическим процессам, интуиции, медитативно - мистическим

состояниям и пр.

Основные идеи анализа внутреннего мира личности субъективными методами были

заложены в теории У. Джеймса.

Основные вехи жизни и творчества У. Джеймса.

У. Джеймс (1842 -1910) родился в состоятельной семье в Новой Англии, поступил

в Гарвардский университет, но не знал, какой факультет выбрать - сначала

занимался химией, затем анатомией, потом перешел в медицинскую школу (1863г.). В

1865 г. в период отпуска участвовал в экспедиции в бассейне реки Амазонки, но

трудности путешествия убедили его, что лучше быть теоретиком в науке, чем

заниматься самому активными научными полевыми исследованиями.

В 1869 г. У. Джеймс наконец получил медицинскую степень, но затем впал в

длительную глубокую депрессию (считал себя никчемным, пытался покончить с

жизнью, испытывал ужас темноты, однажды возник образ больного - пациента

психиатрической больницы, юноши -идиота, которого Джеймс видел в больнице; «он -

это я» и т.д.; этот страх - ужас преследовал Джеймса в течение года). Через год

депрессия прошла. Джеймс, по его словам, сознательно положил ей конец, он выбрал

веру в свободную волю.

После выздоровления Джеймс преподавал в Гарвардском университете на отделении

анатомии и физиологии, затем стал читать курс психологии и преподавать ее на

отделении философии. С 1878 г. писал учебник «Принципы психологии»,

опубликованный в 1890г., был популярным лектором. Опубликовал два сборника

лекций «Воля в вере и другие популярные статьи». (1896) и «Разговоры с

учителями» (1899).

1902 г - серия лекций, опубликованных под названием «Разнообразие религиозного

опыта».

В последние годы основал философское направление прагматизма, которое

утверждало, что знание может быть оценено с точки зрения его полезности, а

истинность, должна проверяться в практических следствиях из убеждений.

Основные положения учения У. Джеймса о личности.

Личность возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней

(привычек) сознания на основе личных волевых процессов. Все другие проявления

личности (патология, персональные различия, этапы развития, особенности

самоактулизации и т.д.) - это преобразования (реорганизация) основных

строительных блоков личности, данных природой и усовершенствованных (утонченных)

эволюцией.

По Джеймсу, условно мы можем различать в себе как личности два основных

элемента:

• познаваемый нами (моим самосознанием) аспект личности - то есть я сознаю

себя как личность, как особый объект по отношению к моему самосознанию -

эмпирическое Эго;

• познающий элемент - т.е. собственно «Я» как субъект, познающий себя как

личность (чистое Эго).

Таким образом, «мое самосознание является как бы двойственным - частью

познаваемым и частью познающим, частью объектом и частью субъектом».

Личность как объект (эмпирическая) включает в себя и свое: то есть что ей

близко, с ней связано, о чем он так же печалится и радуется и др., как и самой

себе. По Джеймсу, «в самом широком смысле личность человека составляет общая

сумма всего того, что он может назвать своим»: не только физические и душевные

качества, но также его платье, дом, жена, дети, его труды, его яхта, капиталы и

т. д.

Отсюда анализ личности может быть разделен на три части: а) анализ составных

элементов личности; б) анализ чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка); в)

анализ поступков, вызываемых ими.

Составные элементы личности могут быть подразделены также на три класса:

1. физическая личность,

2. социальная личность,

3. духовная личность.

1. Физическая личность - то есть телесная организация, одежда, наш дом,

капиталы и т.п.

2. Социальная личность - формируется на основе нашего человеческого стремления

быть благоприятным в глазах других; «признание в нас личности со стороны других

представителей человеческого рода делает из нас общественную личность». У

человека столько социальных личностей, сколько имеется групп людей или даже

отдельных людей, которые признают в данном человеке личность и мнением которых

он дорожит. Наша личность находится в раздвоении, растроении, расчетверении и

т.д.- т.е. мы по разному ведем по отношению к разным людям - с родителями, с

детьми, с начальством, с подчиненными. Это может вести к дисгармонии социальной

личности. Добрая слава, позор, честь - это названия для социальных личностей.

У. Джеймс пишет: «Представление, которое складывается о человеке в глазах

окружающей его среды, является руководящим мотивом для одобрения или осуждения

его поведения» - т.е. социальная личность, как осознанное мнение, зеркало, в

которое смотрится индивид, является мотивом его поведения. У.Джеймс: «то, что

называют мнением среды, составляет один из сильнейших двигателей в жизни».

4. Духовная личность - это «полное объединение отдельных состояний сознания,

конкретно взятых духовных способностей и свойств» - т.е. эмоции, желания,

ощущения. Самый центр, самое ядро нашего «Я», поскольку оно нам известно, святое

святых нашего существа - это чувство активности, обнаруживающееся в некоторых

наших душевных состояниях. Среди элементов духовной личности одни интимнее

(например, желания, эмоции) других (внешние ощущения).



Они (личности) находятся во взаимозависимости. Чувство самосохранения, эгоизм,

альтруизм и др. заставляет нас развивать одни стороны личности и тормозить

другие стороны.

По Джеймсу, «одним из курьезнейших законов нашей (психологической) природы

является то обстоятельство, что мы с удовольствием наблюдаем в себе известные

качества, которые нам кажутся отвратительными у других» (физическая

неопрятность, жадность, честолюбие, ревность, деспотизм и пр.).

«Все совершенствование социальной личности заключается в замене низшего суда

над собой высшим» (то есть Богом).

Важнейшим элементом сознания личности является самооценка. Она бывает двух

видов: 1. самодовольство, выражающееся в чувствах гордости, высокомерия,

суетности, самолюбования, заносчивости, тщеславия и пр.; 2. недовольство собой -

скромность, униженность, смущение, стыд, неуверенность, позор, раскаяние,

отчаяние и пр.

Эти, по Джеймсу, два противоположных по типу чувствований являются первичными

дарами нашей природы. Эти типы чувств выражаются в мимике, походке, манерах

поведения и пр.

Наряду с самооценкой особое место занимает забота о себе и самосохранение. Это

значительный класс основных инстинктивных побуждений, включающих:

1. заботу о физической личности (страх, гнев, и пр.) - т.е. все целесообразные

действия по поиску питания, жилья, защиты, развития орудий и т.д.;

2. заботу о социальной личности (выражается в чувствах любви, дружбы,

ревности, конкуренции, жажде славы, честолюбии и пр.);

3. заботу о духовной личности (стремление к духовному прогрессу - умственному,

нравственному, духовному в узком смысле).

Необходимым компонентом самосознания является самоуважение.

У. Джеймс дает его формулу: Самоуважение = Успех / Притязание.

Самоуважение возрастает (уменьшается) при возрастании успеха (числитель) или

уменьшении (знаменатель) притязаний.

Джеймс пишет: «Отказ от притязаний дает нам такое же желанное облегчение, как

и осуществление их на деле, и отказываться от притязаний будут всегда в том

случае, когда разочарования беспрестанны, а в борьбе не предвидится исхода».

Так, решительный отказ влюбленному в любви, как будто умеряет его горечь при

мысли о потере любимой особы. По Джеймсу, как иногда приятно отказаться от

притязаний, например, казаться молодым и стройным. «Слава Богу, - говорим мы

себе, - иллюзии миновали!». Джеймс: «Наше самочувствие, повторяю, зависит от нас

самих. Карлейль говорит: Приравняй свои притязания к нулю и целый мир будет у

твоих ног. Справедливо писал мудрейший человек нашего времени, что жизнь

начинается с момента отречения».

Такова стоическая философия - заранее считать себя лишенным всего того, что

зависит не от нашей воли. Так, Эпиктет советует сделать личность неуязвимой,

суживая ее содержание, и в то же время укрепляя ее устойчивость- «Я должен

умереть - хорошо, но должен ли я умирать немедленно, жалуясь на судьбу? Нет, ибо

я не бессмертен, я хорошо знаю, что всякий, кто родился должен когда-нибудь

умереть» - то есть сужая свою личность, ограничивая ее, мы делаем себя более

независимым от чужой воли.

Человеком можно овладеть, если мы воздействуем на его какую - либо личность,

то, что он считает своим. Но чем меньше будет у человека этого своего, тем

меньше он подвержен влиянию чужой воли, тем более мы бессильны влиять на него.

Но есть другой тип людей - экспансивные люди, которые наоборот, расширяют свою

личность, готовы объять весь мир - и здесь тоже есть плюс для устойчивости в

жизни: ничто человеческое мне не чуждо (то есть богатство содержания личности):

«Пусть презирают мою скромную личность, пусть обращаются со мной как с собакой,

пока есть душа в моем теле, я не буду их отвергать, они - такие же реальности,

как я. Все, что в них есть действительно хорошего, пусть будет достоянием моей

личности». Эти люди, по Джеймсу, «способны испытывать своеобразное тонкое

чувство восхищения при мысли, что несмотря на болезнь, непривлекательную

внешность, плохие условия жизни, несмотря на общее к ним пренебрежение, они все

- таки составляют неотъемлемую часть мира бодрых людей и не лишены некоторой

доли в пользовании богатствами Вандервильдтов и даже самих Гогенцоллернов».

Джеймс заключает: «Таким образом, то суживаясь, то расширяясь, наше

эмпирическое «Я» пытается утвердиться во внешнем мире». Тот, кто может

воскликнуть вместе с Марком Аврелием : «О, вселенная! Все, что ты желаешь, то и

я желаю!» имеет личность, из которой удалено до последней черты все,

ограничивающее ее содержание - содержание такой личности всеобъемлюще.

Соотношение эгоизма и альтруизма в человеке.

На основе биологических законов понятно, почему люди наделены влечениями к

самосохранению и эмоциями, довольства и недовольства собой. Для нас самые ценные

объекты - наше тело, затем друзья, духовные склонности.

Джеймс: «Каждый человек чтобы существовать, должен иметь известный минимум

эгоизма в форме инстинктов телесного самосохранения. Этот минимум эгоизма должен

служить подкладкой для всех дальнейших сознательных актов, для самоотречения и

еще более утонченных форм эгоизма. Зеркало (мое смотрение в мнение других обо

мне) много значит для меня, но мои духовные силы так же должны интересовать меня

более, чем духовные силы окружающих».

По Джеймсу, телесная, социальная и духовная личности образуют естественную

личность. Но так как все они являются объектами моей мысли, которая непрерывна,

поэтому при всей верности биологических и эволюционных позиций та или иная

личность может быть первичной, порождающей в нас страсть. Единственной помехой,

для чрезмерного альтруизма является естественный отбор, который искореняет все,

что вредно для особи и для ее вида. Тем не менее, многие из человеческих

влечений (половая страсть, алкоголизм, любовь к музыке, к пению) остаются

неупорядоченными и проявляются, видимо, в большей степени чем это необходимо.

Джеймс: «Впрочем, альтруистические и эгоистические инстинкты скоординированы»,

но различие их в том, что последние многочисленнее.