SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

Психологические воззрения Н.Г. Чернышевского.


Н. Г. Чернышевский (1828–1889) был сподвижником Добролюбова. Одна из заслуг

Чернышевского состоит в том, что он первым в ряду великих материалистов России

поставил специальный вопрос о предмете, задачах и методах научной психологии.

Психологию он относил к числу точных областей знаний.

Обстоятельство, которое ставит психологию в число точных наук, связано с тем,

что в области нравственных, как и в области природных явлений, действуют

определенные закономерности и необходимые причины. Отсюда вытекает и главная

задача психологии, которая должна сводиться к выяснению причин и законов

протекания психических процессов. Становление научной психологии Чернышевский

связывал, с одной стороны, с правильным определением предмета психологии, с

другой – с принятием и переходом психологии к точным естественнонаучным методам

исследования.

Причины и психические закономерности, которые должны составить предмет

психологии – это зависимость человеческой психики от внешнего мира, от

физиологических процессов. Другой закономерностью являются определенные

взаимовлияния внутри самих психических процессов, вызванных внешними

обстоятельствами. Возникновение всех психических явлений необходимо сопряжено с

деятельностью телесных органов. Суть любой деятельности состоит в переработке

внешнего предмета. Всякая деятельность предполагает наличие двух предметов, один

из которых действует, другой – подвергается действию. В данном случае суть

психической деятельности состоит в переработке внешнего предмета.

Большую роль в понимании человеческой психики Чернышевский отводил потребностям.

С развитием потребностей он связывал генезис познавательных способностей.

Первичными потребностями являются органические потребности, мера удовлетворения

которых сказывается на возникновении и уровне нравственно-эстетических

потребностей.

Большим достижением Чернышевского в анализе психики человека является различение

им темперамента и характера. Он указывал, что темперамент обусловлен

наследственностью или природными факторами. Что касается характера, то он

определяется главным образом условиями жизни, воспитанием и поступками самого

человека. Поэтому сущность человека, его характер и помыслы должны познаваться

через его практические дела. Чернышевский более чем кто-либо из русских

материалистов подошел к пониманию социальной обусловленности психического

развития.

37. #И.М. Сеченов и его роль в развитии психологии в России.

Во многом определил развитие отечественной психологии, подходя к ней как к

материалистической и естественной науке. Опубликовал свою самую известную работу

«Рефлексы головного мозга», посвященную психологическим проблемам. В ней он

доказывал, чтопсихические процессы являются рефлексами разной степени сложности.

При этом категория рефлекса была преобразована и создана его неклассическая

модель, важнейшим блоком которой выступило открытое Сеченовым центральное

торможение («задерживающее» влияние одного из центров головного мозга на

двигательную активность организма). Выдвинул идею образа – сигнала, не только

«запускающего» рефлекс, но и регулирующего его течение. Кроме торможения

(аналога волевой регуляции) он ввел понятие о центрах хранения информации,

предуведомления и усиления сигнала, объясняющее сложное поведение. В своих

работах предвосхищал понятие об обратной связи как факторе саморегуляции

поведения и системной организации нервно – психической деятельности.

Центральное торможение объясняло также способность человека во имя высших

нравственных принципов противостоять внешним влияниям, а не механически них не

реагировать. Выдвинул продуктивную гипотезу о том, что благодаря задержке

двигательного ответа действие, не получившее внешнего выражения, не исчезает, а

сохраняется в центральной нервной системе в скрытой форме. Это предположение

использовалось Сеченовым также с целью объяснить социальный генезис

человеческого «Я».

Он отвечал на главные вопросы – что такое человек, как объясняется формирование

его нравственности с позиций естественной науки, которая доказывала несомненную

практическую пользу психологии, делала ее реальным инструментом, помогающим

воспитывать и обучать человека.

В 70 – 90 – е годы 19 в. появились новые работы ученого, в том числе посвященные

этическим проблемам.

Разбирая теории о свободе и несвободе воли, он отмечал, что между ними

действительно существует теоретическая разница в подходах и в понимании

закономерностей, определяющих человеческое поведение. Он поставил важный вопрос

о влиянии самой идеи о несвободе воли на человеческое сознание, доказывая, что

если человека воспитывали с детства честным и нравственным, то ничто не может

его развратить и сделать безнравственным и, наоборот, воспитанному

безнравственным человеку не нужны теоретические обоснования для оправдания

своего поведения. Сеченов подчеркивал, что его учение не отрицает свободы

человека, оно просто показывает, что желания и интересы воспитываются и

развиваются в зависимости от той среды, в которой человек растет.

Развивая и обосновывая свою «теорию несвободы воли», Сеченов доказывал и

возможность построения на ее основе методов воспитания нравственной личности. Он

отмечал, что его задачей является объяснить поступки человека с сильной волей,

действующего во имя высоких нравственных принципов и отдающего отчет в каждом

своем поступке.

Он существенно преобразовал представления о функциях органов чувств и мышечной

системы, выдвинув принцип «согласования движения с чувствованием». Он признал за

чувствованием функцию сигнала, позволяющего различать свойства объектов внешней

среды и тем самым обеспечить адекватную реакцию на нее. Мышечное ощущение, в

свою очередь, трактовалось как система сигналов, несущих информацию о внешней

реальности, ее пространственно – временных параметрах.

Главной же его идеей было предположение о том, что мышечная система является и

органом познания. Она производит операции анализа и синтеза, которые служат

основанием для всех уровней умственной деятельности, от элементарных до самых

сложных, включая математическое и философское мышление. На основании этих

положений он отстаивал познаваемость мира, обосновывая это физиолого-

психологическими данными.



38. #К.Д. Ушинский и становление психолого-педагогической антропологии.

Идея народности воспитания — центральная идея педагогической теории К.Д.

Ушинского. Единство общечеловеческого и национального воспитания.

В педагогической системе великого русского педагога К.Д. Ушинского ведущее место

занимает его учение о цели, прин-ципах и сущности воспитания. Важнейшим звеном

нравственно-го совершенствования личности является, как утверждал К.Д. Ушинский,

идея народности, которую он обосновал во мно-гих произведениях в та-ких, как «О

нравственном элементе в русском воспитании», «Три элемента школы», «Труд в его

психическом и воспи-тательном значении», «О пользе педагогической литера ту-ры»,

«Вопросы о народных школах», «Общий взгляд на возникновение наших народных

школ», «Воскресные школы», особенно в работе «О народности в обще-ственном

воспитании. Он отмечал, что воспитание, если оно не хочет быть бессильным,

должно быть народным», что «воспита-ние, созданное самим народом и основанное на

народных нача-лах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших

системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Вос-питание он рассматривал как «создание истории», как обществен-ное,

социальное явление и считал, что оно имеет свои объективные законы, познание

которых необходимо для того, чтобы педагог ра-ционально осуществлял свою

деятельность. Но, чтобы знать эти законы и сообразовываться с ними, надо

прежде всего изучать са-мый «предмет воспитания». «Если педагогика хочет

воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде всего узнать его

тоже во всех отношениях»,- писал Ушинский.

Ушинский счи-тал, что решающим в этом процессе является воспитание и что раз-

витие ребенка совершается в процессе его воспитания и обучения. Человек

становится человеком путем воспитания. «Воспитание, — писал Ушинский, —

совершенствуясь, может да-леко раздвинуть пределы человеческих сил: физических,

умственных и нравственных».

Воспитание мыслится Ушинским как целенаправленный, преднамеренный процесс

«управления личностью» цель которого — подготовить человека к жизни и активной

трудовой деятельности, воспитать гармонически развитого человека, умеющего

сочетать свои интересы с интересами своего народа и всего человечества. Из

направлений воспитания главную роль, по Ушинскому, играет нравственное

воспитание, оно — центр его педагогической концепции. Оно важнее, чем наполнение

головы познаниями. Ушинский пишет, что обогащение познаниями принесет много

пользы, но, увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или зоологические

познания… могли сделать гоголевского городничего «сытным человеком». Воспитание,

по мнению Ушинского, лишенное моральной силы, разрушает человека. Важно

воспитывать в детях стремление к добру, чувство патриотизма, трудолюбие, чувство

общественного долга, гуманизм, дисциплину, твердый характер и волю как

могущественный рычаг, который может изменять не только душу, но и тело. В

процессе нравственного воспитания необходимо также преодолевать такие чувства и

качества как упрямство, леность, скуку, тоску, карьеризм, лицемерие, праздность.

Важными задачами нравственного воспитания являются:

— формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и

формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой

человеческого поведения;

— развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким,

пламенным чувством в человеке, «его общественным цементом» Ушинский считал

патриотическое чувство, которое «последним гибнет даже в злодее». Чувство

переведет сознание, убеждение в поведение человека;

— воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек,

благодаря хорошей привычке, «воздвигает нравственное здание своей жизни все выше

и выше». Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения.

Нравственное воспитание не должно строиться на страхе наказания, утомительных

«словесных назиданий». Методы и средства воспитания зависят от его содержания и

цели. Что касается метода убеждений, то им надо пользоваться в меру, не

навязывать своих убеждений, а, по словам Ушинского, пробуждать жажду этих

убеждений. При этом он предостерегал от назойливых наставлений и уговариваний,

которые часто не доходят до сознания детей. Особую роль в системе средств

нравственного воспитания К.Д. Ушинский отводил умственному и физическому труду

учащихся, их разнообразной деятельности.

Самое воспитание, считал он, если оно желает счастья человеку, должно

способствовать тому, чтобы дети были умственно развиты, морально (нравственно)

совершенны, эстетически разви-ты, физически здоровы. Все эти качества, по его

мнению, необходи-мо воспитывать и развивать на основе принципа народности.

Ушинский учил, что воспитание достигнет цели и будет содей-ствовать развитию

народного самосознания, народной жизни в целом, если оно будет иметь народный

характер. Под народностью он понимал такое воспитание, которое создано самим

народом и основано на народных началах, где выражается стремление народа

сохранить свое национальное я и способствовать его поступательному развитию во

всех областях общественно — экономической жизни. История народа, его характер и

особенности, культура, географические и природные условия определяют

направленность воспитания со своими, ценностями и идеалами.

Воспитание должно быть самобытным, национальным, дело народного образования

должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его

организацией, руководил и управлял школой, народ определяет содержание и

характер воспитания, все население должно быть охвачено просвещением,

общественным воспитанием, подлинная народность выражается, прежде всего, в

родном языке. Принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с

воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости,

трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его

правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все эти качества исходят

от народа и соотносятся с его характером и традициями, помогают формировать

национальное самосознание народа, принцип народности должен быть реализован

через преподавание в школе отечествоведения: истории своей страны, географии,

изучение русских писателей и поэтов (литература), при-роды России.



39. #Психологические проблемы в творчестве В.С. Соловьева

Самой яркой фигурой в русской философии второй половины XIX века был Владимир

Сергеевич Соловьёв.



Владимир Соловьёв высоко ценил идеализм Платона, его идеальное мировоззрение, но

считал, что одними идеями преобразовать жизнь невозможно. А потому, идея должна

быть воплощена материально, не потеряв своего смысла.



Соловьёв, создавая свою философскую систему, обращался к трудам и других

европейских философов. В частности к Шеллингу, Канту, Гегелю. Также как и эти

немецкие философы, он высоко ценил человеческий разум, но по ряду принципиальных

вопросов расходился с ними. Главное принципиальное различие заключалось уже в

том, что Владимир Соловьёв с начала и до конца ориентировался на христианское

богословие, в то время как немецкие философы в той или иной мере отходили от

христианства.



Центральная идея философии Соловьёва - идея всеединства. Основной принцип

всеединства: "Всё едино в Боге". Бог у Соловьёва - обсолютная личность: любящая,

милостивая, волевая, которая обеспечивает материальное и духовное единство мира.



Соловьёв был сторонником диалектического подхода к действительности. По его

мнению, действительность нельзя рассматривать в застывших формах. Самый общий

признак всего живущего состоит в последовательности изменений. Непосредственным

субъектом всех изменений в мире выступает у Соловьёва мировая душа, обладающая

особой энергией, которая одухотворяет всё существующее. Однако, деятельность

мировой души нуждается в божественном импульсе. Этот импульс проявляется в том,

что Бог даёт мировой душе идею всеединство как определяющую форму всей его

деятельности.