SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

проблема определения предмета философии


Термин "философия" имеет древнегреческое происхождение, поскольку именно в

Древней Греции философия впервые отделилась от других сфер интеллектуальной

деятельности и получила автономного характера развития. Этот термин состоит из

двух слов: "фило" - склонность, любовь, желание, преданность и "софия" -

мудрость, слово, которое буквально означает - говорить, говорить, целостно,

кстати. Еще в XIX в. существовал славянский термин "любомудрие", который можно

считать дословным переводом слова "философия". Рассматривая исторические корни

философии, мы уже дали ее первые и самые простые определения, однако на сегодня

не существует какого-то единого и общепринятого понимания и определения предмета

философии. Этот факт имеет свои оправданные основания: если в философии идет о

поисках первых человеческих жизненных ориентиров, если философия пытается

одновременно разрабатывать оправданы средства для их изобретения, то ее предмет

приобретает почти безграничных выражений. В простейшем варианте философия могла

бы выполнить свою общественно-историческое предназначение, когда она смогла бы

сопоставить между собой мир, с одной стороны, и человека, с другой стороны,

обозначить их основные возможные выявление и на этой основе сказать человеку,

что она есть и что ей предстоит делать в этой жизни и в этом мире. Однако как

мир, так и человек предстают незавершенными и почти безграничными в своих

характеристиках, действиях и проявлениях. Поэтому и философия предстает во

многом незавершенной, или, как говорят в науке, "открытой системой знания". Дело

философии скорее заключается в том, чтобы четко зафиксировать, которым уже

проявили себя человек и его действительность как исторически, так и в их

интеллектуального осмысления. Выполняя это дело, философия одновременно

выстраивает "стартовая площадка" для движения в будущее, давая к тому же

человеку несколько вроде "топографии" человеческого универсума, т.е. помогает

человеку сориентироваться в собственной реальности и получить определенные

интеллектуальные инструменты для дальнейшей жизни и деятельности.

Данная "широта" предмета и задач философии позволяет понять следующие

особенности предмета философии: 1) предмет философии исторически переменным,

поскольку исторически переменными возникают самовыражения и самосознания

человека, 2) вся история философии фактически входит в определение ее предмета,

поскольку лишь при таком условии мы и способны определить "топографию"

человечества, 3) философия предстает своеобразной формой сохранения и

обеспечения исторической непрерывности человеческой сознательной

самоидентификации, она призвана держать все время в поле внимания и в актуальном

состоянии все основные обнаружения человека как человека. Указанный момент

исторического бытия философии оказывается весьма важным ввиду того, что

философия всегда вписана в определенное социальную жизнь, функционирует в нем и

определенным образом пытается на него влиять (используя имеющийся арсенал своих

средств). Это значит, что философия имеет свое активно действующее, практическую

сторону, но не в том смысле, что она становится какой-то производственной

деятельностью, а в том, что она пытается воплощаться в реальные процессы жизни.