SHPORA.net :: PDA

Login:
регистрация

Main
FAQ

гуманитарные науки
естественные науки
математические науки
технические науки
Search:
Title: | Body:

идеологическая функция философии


Идеология – систематизированная совокупность идей связанная прежде всего с

определенным пониманием общественной жизни, оценки ее качества и перспектив

преобразования.

Идеологическая функция состоит в том, чтобы отразить имеющиеся в обществе

разнообразие интересов, соц.позиций и ценностей. К.Маркс в работе « немецкая

классическая идеология» назвал идеологию ложным перевернутым сознанием.

Особенности идеологии, как особой мировоззренческой конструкции выражается в

незыблемости ее исходных принципов в открытой апелляции к интересам и

потребностям человека, претензии на всеобщность ( стремлении выдать свое соц.

ограниченное содержание за выражение всеобщего интереса) т одновременно – в

особой неискренности выводов, нечувствительности к отдельным противоречиям

форменности выражения.

Философия является идеологией в том смысле, что воздействуя на умы людей,

регулирует общественные отношения, а потому жизненно необходима обществу.

Философия призывает к тому или иному образу жизни. Философия может выступать как

идеология, но ее идеологический характер неочевиден, завуалирован, т.к.

истинный философ резко разграничивает свой способ воздействия на человека и

откровенную пропаганду. Философ действует не явно, без нажима, умело приводя к

правильному решению.

Тайна идеологического влияния философа заключается в том, чтобы вести, оставаясь

не видимым. Философ вынужден не договаривать то, что он больше всего хотел бы

сказать. Он предоставляет право самому сделать вывод своему собеседнику или

читателю. Создавая тем самым иллюзию того, что человек сам сделал это открытие.

Идеальным методом философии, как идеологии является майевтика(повивальное

искусство). Майевтика была создана Сократом как искусство извлекать скрытое в

каждом человеке знание с помощью наводящих вопросов.

В ходе диалога Сократ вместо того, чтобы утверждать ту или иную истину, задает

требующие последовательности вопросы, отвечая на которые, его собеседник

формулирует дотоле неизвестные ему утверждения («рождает истину»). Отсюда и

связь с повивальным делом: Сократ не делится истиной, а лишь помогает

собеседнику самостоятельно создать ее.

Суть этого метода состоит в противопоставлении внешнего софистического знания

внутреннему философскому знанию, которое каждый носит в себе и может в себе

открыть .

Как утверждает Сократ (в диалоге Платона «Теэтет»), он промышляет тем же, чем

занималась его мать Фенарета, бывшая повитухой, с той только разницей, что он

помогает разрешаться от бремени не женщинам, а мужчинам, и рождают они не дитя,

а знание.